Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Талбот Майкл


Различие мнений отражает всю сложность такой загадки, как
существование чудес. Джан и Дюнн высказывают еще одно мнение
относительно роли сознания в конструировании повседневной реальности, и
хотя высказываемое ими предположение не совпадает с одним из главных
бомовских постулатов, мы приводим его здесь, так как оно может пролить
дополнительный свет на природу того, что мы воспринимаем как «чудесное».
В противовес Бому, Джан и Дюнн считают, что элементарные частицы
вообще не обладают статусом самостоятельной реальности до тех пор, пока
не появляется наблюдающее их сознание. «Думаю, мы давно миновали тот
этап в физике больших энергий, когда исследовалась лишь структура
пассивной вселенной, – говорит Джан. – Мне кажется, мы вошли в область,
где взаимодействие сознания и окружающей среды происходит на таком
первичном уровне, что мы поистине создаем реальность, что бы ни
скрывалось за этим определением» [36].
Как уже указывалось, это мнение разделяется большинством физиков.
Однако позиция Джана и Дюнн отличается от «генеральной линии» в одном
важном пункте. Большинство физиков отвергает идею, согласно которой
взаимодействие сознания и внутриатомного мира можно в какой-либо форме
использовать для объяснения ПК, не говоря уже о прочих чудесах.
Действительно, весьма многие физики не только игнорируют любые
следствия такого взаимодействия, но и по сути продолжают вести себя так,
как будто его нет вообще. «Позиция большинства физиков напоминает
мировосприятие шизофреника, – говорит теоретик квантовой физики Фриц
Рорлих из Сиракузского университета. – С одной стороны, они принимают

стандартное толкование квантовой теории. С другой стороны, они настаивают
на реальности квантовых систем, даже если таковые принципиально
ненаблюдаемы» [37].
Действительно, странная позиция, которую можно выразить так: «Я не
собираюсь думать об этом, даже если я знаю, что это правда». Она
удерживает многих физиков от рассмотрения логических следствий из
наиболее поразительных открытий квантовой физики. Как указывает Дэвид
Мермин из Корнельского университета, физики подразделяются на три
категории: незначительное меньшинство, которому не дают покоя сами собой
напрашивающиеся логические следствия; вторая группа, уходящая от
проблемы с помощью множества соображений и доводов, по большей части
несостоятельных; и наконец, третья группа – те, у кого нет никаких
соображений, но это их не волнует. «Такая позиция, конечно, самая
удобная», – отмечает Мермин [38].


Данная книга публикуется только в целях ознакомления! Все права защищены.