Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Талбот Майкл

В книге «Игры мастеров дзэн» Роберт Сол и Одри Карр
используют те же выражения, что и Бом: «Неадекватность концептуального
языка для определения неделимой природы реальности и есть то неведение,
от которого нас старается освободить дзэн. Конечные ответы нельзя найти в
концептуальных теориях и сложных умопостроениях, – они содержатся в
прямом, неконцептуальном опыте постижения реальности» [5].
Индусы называют импликативный уровень реальности Брахманом [6].
Брахман не имеет формы, но представляет собой колыбель всех форм
видимой реальности, которая появляется из нее и вновь в нее свертывается
бесконечным потоком [7]. Как и Бом, который замечает, что импликативный
порядок с таким же успехом может быть назван «духом», индусы иногда
персонифицируют этот уровень и говорят, что он состоит из чистого
сознания. Таким образом, сознание не только более тонкая, но и более
фундаментальная форма материи; в индуистской космогонии именно материя
появляется из сознания, а не наоборот. Или как сказано в Ведах: физический
мир появляется одновременно как «завуалированное» и «спроецированное»
свойство сознания [8].
Поскольку материальная вселенная представляет собой реальность
второго порядка, созданная «завуалированным» сознанием, индусы говорят,
что она пребывает в переменчивом и иллюзорном, вечно текущем состоянии,
известном как майя. Как гласит Шветашватара-упанишада: «Следует знать,
что Природа иллюзорна (майя), а Брахман – источник иллюзии. Существа,
населяющие этот мир, – его части» [9]. В Кена-упанишаде говорится о том,
что Брахман – нечто сверхъестественное, «каждое мгновенье изменяющее
свою форму, от человека до травинки» [10].
Индусы говорят, что, поскольку все развертывается из полноты
Брахмана, мир также представляет собой неразрывное целое, и только майя
удерживает нас от осознания того, что в реальности какое бы то ни было
разделение отсутствует. «Майя дробит единое сознание, в результате чего
предметы кажутся отделенными от наблюдателя, – так появляется
множественная вселенная, – говорит ученый-ведантист Джон Вудрофф. – И
этот объективный мир существует, пока [человеческое] сознание не
избавится от вуали, или обусловленности. Но в конечном состоянии различия
пропадают, поскольку чувства, чувствующий и предмет чувствования
сливаются воедино» [11].
Ту же идею мы находим в иудаизме. Согласно каббалистической

1 Метафорическое представление реальности как паутины находит прямое подтверждение в новейших
научных теориях, раскрывающих системный характер природы (см., например: Фритьоф Капра.


Данная книга публикуется только в целях ознакомления! Все права защищены.