Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Талбот Майкл


– Единственное, что доступно нашему опыту, – это констатация их
взаимопроникновения» [7].
Если ПК нельзя представлять как передачу некой силы на расстоянии, то
какую терминологию следовало бы использовать для анализа взаимодействия
сознания и материи? Опять следуя Бому, Джан и Дюнн предположили, что ПК
на самом деле использует обмен информацией между сознанием и
физической реальностью – обмен, который надо понимать не как поток
между ментальным и материальным, а скорее как резонанс между ними.
Значимость резонанса отметили добровольцы, участвовавшие в ПК-
экспериментах; наиболее часто упоминаемым ими фактором, способствующим
успеху эксперимента, было достижение чувства «резонанса» с машиной.
Один доброволец описал это чувство как «состояние полной погруженности в
процесс, при которой исчезает самосознание». По его словам, он не
чувствовал никакого прямого воздействия на машину, скорее некоторое,
почти незаметное, влияние при достижении состоянии резонанса с машиной:
«Это было похоже на управление каноэ: когда лодка плыла в нужном
направлении, я плыл вместе с ней, а когда она отклонялась от курса, я
должен был изменить ее движение так, чтобы она вошла со мной в резонанс»
[8].
Идеи Джана и Дюнн сходны с идеями Бома и в других отношениях. Как и
Бом, они считают, что понятия, которыми мы привыкли описывать
реальность, – электрон, длина волны, сознание, время, частота – полезны
лишь как «информационно организующие категории» и не имеют
независимого статуса. Они также считают, что все теории, включая и их

собственные, – это только метафоры. Хотя они не являются сторонниками
голографической модели (их теория действительно отличается от бомовской
по нескольким важным направлениям), они признают наличие точек
соприкосновения с нею. «Между нашей теорией и голографической моделью
имеется та общность, что обе опираются на волновую механику, – говорит
Джан. – Если же само сознание функционирует согласно ее законам, то тем
самым открывается неограниченный доступ к законам пространства и
времени» [9].
Такого же мнения и Дюнн: «В некотором отношении голографическая
модель может описывать механизм, посредством которого сознание
взаимодействует с волновой, изначальной, восприимчивой целостностью и
каким-то образом конвертирует ее в полезную информацию. Кроме того, если
предположить, что индивидуальное сознание имеет свои характерные
волновые паттерны, его можно представить – конечно, в плане метафоры –
как лазер, который на данной частоте интерферирует со специфическим
паттерном космической голограммы» [10].


Данная книга публикуется только в целях ознакомления! Все права защищены.