Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Поскольку личность
этой женщины была тесно связана с больницей, Мейер подумал, что ее сон
свидетельствовал о том, что она теряла свою идентичность, связь с
американской культурой, что и было причиной ее депрессии. Он посоветовал
ей возвратиться в Штаты. Как только она вернулась домой, ее депрессия, как
он и предполагал, быстро исчезла. Перед отъездом женщины он попросил ее
составить план-набросок больничных строений, как она их увидела во сне.
Много лет позже японцы напали на Китай и разбомбили вуцзянскую
больницу. Женщина послала Мейеру номер журнала «Лайф», в котором на
развороте была показана фотография частично разрушенной больницы, и то,
как были разрушены строения, в точности совпало с чертежом, нарисованным
девять лет назад. Символическое послание сна каким-то образом вышло за
границы ее психики и воплотилось в физическую реальность [24].
Юнг убедился, что синхронизмы – это не просто случайные совпадения,
но тесно связанные с психикой процессы. Поскольку он не мог понять, каким
образом событие в глубине психики может вызывать событие или даже ряд
событий в физическом мире, по крайней мере в классическом смысле, он
предположил, что здесь имеет место некий новый, неизвестный науке
принцип, а именно принцип акаузальности1.
1 Как уже указывалось, нелокальные эффекты не зависят от причинно-следственного отношения, и потому
акаузальны.
Когда Юнг впервые выдвинул эту идею, большинство ученых не
отнеслось к ней серьезно (хотя один из известных физиков того времени –
Вольфганг Паули – признал ее важность и выступил соавтором книги Юнга
«Интерпретация природы психики»). Но в настоящее время, поскольку
существование нелокальных взаимодействий можно считать доказанным,
несколько физиков решили пересмотреть свое отношение к идее Юнга1.
Физик Пол Дэвис констатирует: «Нелокальные квантовые эффекты
фактически являются формой синхронизма в том смысле, что устанавливают
связь – а точнее, корреляцию – между событиями, в отношении которых
любая причинно-следственная связь исключена» [25].
Другой физик, принимающий всерьез идею синхронизма, – Дэвид Пит.
Он считает, что синхронизмы юнгианского типа не только реальны, но и
подтверждают существование импликативного порядка. Как мы уже видели,
согласно Бому, кажущаяся разделенность сознания и материи – иллюзия,
феномен, который проявляется только после того, как сознание и материя
развернулись во внешнем мире, где облеклись формой и временной
последовательностью.
Данная книга публикуется только в целях ознакомления! Все права защищены.