Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Многие древние философы, по-видимому,
догадывались об этом свойстве реальности, о котором суфии двенадцатого
века прямо говорили: «Макрокосм – это микрокосм»; ту же идею поэтически
выразил Блейк, сказав, что «мир отражен в зерне песка» [18]. Греческие
философы Анаксимен Милетский, Пифагор, Гераклит и Платон; древние
гностики; дохристианский еврейский философ Филон Иудейский;
средневековый еврейский философ Маймонид – все они принимали идею
1 Племя американских индейцев, обитающее на территории Южной Дакоты. – Прим. перев.
2 До бесконечности (лат).
макрокосма-микрокосма.
В отличие от шаманского видения тонких уровней реальности
полумифический древнеегипетский пророк Гермес Трисмегист использовал
несколько другую формулировку, говоря, что «внешнее подобно
внутреннему; малое подобно большому» [19]. Средневековые алхимики, для
которых Гермес Трисмегист стал своего рода святым покровителем, свели эту
идею к девизу «что вверху, то и внизу». Еще проще выражает идею
равенства макрокосма микрокосму индуистская Вишвасара-тантра: «Что
здесь, то и везде» [20].
Знахарь племени оглала-сиу1 по имени Черный Лось рассматривает
данную идею в предельно нелокальном аспекте. Стоя на горе Пик Харни на
Черных Холмах, он испытал «великое видение», во время которого «увидел
больше, чем мог рассказать, и понял больше, чем увидел; непостижимым
образом открылась форма всех вещей, присутствующих в духе; и форма всех
форм, в которой им предначертано соединиться». Одно из наиболее глубоких
прозрений, с которым он вернулся после посещения Пика Харни и встречи с
невыразимым, заключалось в том, что Пик Харни был центром мира. Однако
это определение не касалось одного лишь Пика Харни, поскольку, как
заметил Черный Лось, «центр мира – в любом месте» [21]. Более чем
двадцать пять веков назад с тем же сакральным единством столкнулся
греческий философ Эмпедокл, изрекший: «Бог – это круг, центр которого
везде, а окружность нигде» [22].
Не довольствуясь простыми определениями, некоторые древние
мыслители обратились к более изощренным аналогиям, приближающимся к
описанию голографических свойств реальности. Для этого индуистский автор
Аватамшака-сутры сравнил вселенную с легендарной жемчужной цепью,
висящей над дворцом бога Индры и «устроенной таким образом, что, если
посмотреть на одну жемчужину, все остальные отразятся в ней». Как
объяснил автор сутры: «подобным образом каждый предмет во вселенной не
существует сам по себе, а включает все остальные предметы и фактически
является всем» [23].
Данная книга публикуется только в целях ознакомления! Все права защищены.