Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Талбот Майкл

Чтобы представить, каковы могут
быть наши потери, достаточно взглянуть на ребенка. Дети не успели еще
создать устойчивые вихри в своем сознании, и поэтому так легко и гибко
взаимодействуют с окружающим миром. Согласно Шайнбергу, искрящаяся
живость ребенка очень хорошо выражает саму суть развертывающейся
природы сознания в случае, если ей не препятствуют.

Если вы хотите узнать о своих собственных замороженных вихрях мысли,
Шайнберг рекомендует вам внимательно проанализировать свое поведение в
беседе. Когда люди с устоявшимися идеями ведут беседу с другими людьми,
они пытаются доказать свою правоту, отстаивая свое мнение. Их суждения
редко изменяются в результате знакомства с новой информацией. Они не
проявляют большой заинтересованности в реальном диалоге. Напротив,
человек, у которого природа сознания открыта, способен в беседе увидеть
замороженные состояния, вызванные вихрями мысли. Он больше
заинтересован в том, чтобы исследовать взаимодействие в диалоге, а не
бесконечно повторять статическую точку зрения. «Реакция людей и способ
выражения такой реакции, обратные связи и прояснение взаимосвязи между
различными реакциями – вот способ, с помощью которого люди принимают
участие в развертывании импликативного порядка», – утверждает Шайнберг
[22].
Другое психическое явление, которое имеет характерный признак
импликативного, это множественные расстройства личности (МРЛ). МРЛ –
необычный синдром, при котором в одном теле присутствуют две или более
личностей. Жертвы этого расстройства часто не осознают своего состояния.
Они не понимают, что контроль над их телом переходит от одной личности к
другой, и думают, что страдают потерей памяти, спутанностью или
затемненностью сознания. Большинство таких больных имеют от восьми до
тринадцати личностей, хотя встречаются и такие, которые носят в себе до
сотни личностей.
Статистика утверждает, что 97 % таких больных были сильно
травмированы в детстве, часто в виде психологического, физического или
сексуального насилия. На основании этого многие исследователи заключили,
что множественное расщепление сознания – это способ психики бороться с
необычно сильной и разрушающей болью. Разделяясь на несколько
личностей, психика способна разделить боль на части и тем самым облегчить
свое существование.
В этом смысле расщепление личности может служить примером того, что
Бом называет фрагментацией. Интересно отметить, что, когда психика
разделяется на части, она не становится простым собранием осколков, но
представляет собой собрание маленьких целостностей, полностью
самостоятельных и наполненных своими привычками, логикой и желаниями.


Данная книга публикуется только в целях ознакомления! Все права защищены.