Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Талбот Майкл


Левенсон считает, что такие трехмерные представления опыта являются
на самом деле голограммами, запрятанными глубоко в психике пациента.
Резонанс чувств между психоаналитиком и пациентом вызывает их появление
подобно тому, как лазер, работающий на определенной частоте, вызывает
конкретное изображение на множественной голограмме, записанное на той
же частоте другим лазером. «Голографическая модель предлагает нам
совершенно новую парадигму, дающую новый, свежий взгляд на клинические
явления, которые ранее считались производными от "искусства"
психотерапевта, – говорит Левенсон, – она дает нам теоретическую модель
для понимания перемен в психике пациента и надежду на прояснение
психотерапевтического метода» [20].
Как считает психиатр Дэвид Шайнберг, руководитель
психоаналитической программы для аспирантов при Институте психиатрии
Уильяма Алансона Уайта (Нью-Йорк), утверждение Бома о том, что мысли
подобны образующимся в реке вихрям, отнюдь не поэтическая метафора:
именно так устанавливаются наши представления, которые поэтому так
трудно порой изменить. Исследования показали, что вихри могут быть
удивительно устойчивыми. Большое Красное Пятно на Юпитере, этот
огромный газообразный вихрь, шириной 25 000 миль, остается неизменным
на протяжении вот уже 300 лет, с тех пор как его обнаружили астрономы.
Шайнберг полагает, что тот же механизм, обеспечивающий устойчивость
вихрей, заложен в определенных вихрях мысли (наши идеи и мнения), время
от времени закрепляющихся в сознании.
Он считает, что постоянство некоторых вихрей в нашем сознании часто
тормозит наше умственное развитие. Особенно мощный вихрь может
захватить власть над нашим поведением и противодействовать нашей
способности воспринимать новые идеи и информацию. Он может заставить
нас повторять одни и те же идеи, создавать препятствия на творческом пути,
ограничивать нашу полноту восприятия и изолировать от общения с
окружающими. Шайнберг считает, что теория вихрей может даже объяснить
гонку ядерных вооружений: «Она подобна вихрю, возникшему из
безраздельного эгоизма и алчности человеческих существ. Они ощущают
растущую в себе пустоту, и потому стремятся подчинить себе все, что их
окружает. Ядерные предприятия множатся потому, что за ними стоят большие
деньги, а алчность этих людей настолько велика, что в ослеплении ею они не
видят реальных опасностей» [21].
Как и Бом, Шайнберг считает, что наше сознание постоянно
развертывается из импликативного порядка, и если в нем образуются одни и
те же вихри, они препятствуют новым положительным взаимодействиям с
бесконечным источником всего сущего.


Данная книга публикуется только в целях ознакомления! Все права защищены.