Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Сделанное теми людьми, чьи имена
теперь чаще встречаются в истории философии, чем науки, сыграло большую
роль в создании благоприятной атмосферы для научных движений, которые
увенчались астрономией и физикой, потеснившими старую онтологическую
космологию.
Даже не имея семи пядей во лбу, можно понять, что в свое время эта новая
наука воспринималась как злонамеренный удар по религии, да и по морали, тесно
связанной с западноевропейской религией той эпохи. Подобные
же обвинения
выпали на долю революции, начавшейся в XIX веке в биологии. Как
свидетельствуют исторические факты, дискуссии, так и не давшие конкретных
научных результатов, в силу того, что они охватывали сразу многие стороны жизни
и проникали на все ее уровни, тем не менее сделали дело, без которого наука
никогда не стала бы тем, чем она является сегодня.
1Это
стоящая
замена: достаточно
вспомнить, что
Ньютона
некоторое
время
считали
«философом», который
«физического», как
сегодня
все
еще
принято
называть,субъекта
отделил
от
субъекта
метафизического
и
нравственного. Даже
последователи
Ньютона
считали, что
его
отступления
от
декартовской
схемы
принадлежат
не
сфере
физики, а
сфере
«натуральной
1
философии».
11
III
Однако из того, что мы обсудили выше, самым главным является вовсе
не вопрос о ценности философских учений прошлого. Его уместно коснуться
в данном введении лишь постольку, поскольку он связан с реконструкцией
деятельности и предмета философии, необходимой для того, чтобы философия
вновь обрела такую жизненную силу, которая когда-то давно уже
была присуща ее учениям. События на заре истории науки являлись достаточно
серьезными для того, чтобы речь могла идти о «войне между наукой и
религией». Но все же по сравнению с тем, что происходит сегодня, когда
наука более полно вошла в нашу жизнь, масштаб явлений, в то время обзначавшихся
понятием «война», кажется нам ограниченным, почти узкоспециальным.
Сегодняшний успех и скачок той области, которая прежде считалась
наукой, потрясает основы всех сторон современной жизни, начиная от
состояния семейных отношений и положения женщин и детей, от процесса
и проблем образования, искусства и производства до политических и экономических
отношений внутри сообществ общенационального и интернационального
значения. Успехи науки так разнообразны и многочисленны и являются
миру с такой частотой, что уже не укладываются в общепринятые
характеристики.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.