Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Раздел 4. Логический характер этического суждения
Теперь мы вновь обратимся к нашему исходному положению: научная
трактовка любого предмета предполагает владение аппаратом, с помощью
которого можно управлять процессом образования суждений во всех сферах,
связанных с данным предметом. Мы развенчали априорное возражение,
согласно которому объект узаконенного научного суждения столь разительно
отличается от объектов, к которым относятся нравственные суждения,
что у них не может быть общего знаменателя. И отныне мы свободны
для того, чтобы вернуться к поставленному вначале вопросу: каковы отличительные
логические условия научной трактовки поведения? Суждение всякого
рода служит своей собственной цели, и поэтому инструментарий (применяемые
методы и категории) должен изменяться в зависимости от целей.
Если, как мы это понимаем в общих чертах, научные приемы, формулы,
универсалии и прочее благодаря их логической сущности можно приспосабливать
таким образом, чтобы наше суждение гарантированно достигало
поставленной цели, то тем самым мы неизбежно приходим к следующему
положению, согласно которому логический аппарат также требует изменения
по мере того, как меняются определенные нами цели. Тогда если и есть
что-то типичное, характерное только для цели, которой должен достигать
акт этического суждения, то и логике научного суждения пристало иметь не
менее специфические черты.
Таким образом, все упирается в вопрос о характерных, отличительных
чертах этического суждения как такового. Эти черты с готовностью обнаруживают
себя, как только мы обращаемся к тем случаям научной идентификации,
в которых на первый план выступают соображения этического порядка.
Как мы видели, бывают случаи, когда природа идентификации—и,
как следствие, ее истинность или ложность — находится в осознаваемой
зависимости от наклонностей или характера того, кто судит. Термин «осознаваемая
» указывает на особый тип суждения. Во всех случаях индивидуального
суждения совершается действие; и во всех случаях это действие
есть воплощение интереса и, следовательно, привычки, а в конечном счете и
всего комплекса привычек, или характера. Но во множестве случаев подобное
участие характера остается негласным, предполагаемым. Заострять на
нем внимание не обязательно. Это часть практических условий вынесения
суждения, а не часть логических условий, и поэтому она не приглашается к
участию в содержании, или зримому воплощению в суждении.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.