Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Старинные мнения и пути
познания так тесно сопрягались с традиционными устоями и правилами,
что выступление против них воспринималось как протест против этих устоев
и правил. Тем не менее нашлись немногие, кто отважился на глубокую
непримиримую критику не только общепринятых положений, но и всего
веками господствовавшего мировоззрения и методов. Они к тому же выдвинули
новые гипотезы, на которые могли ориентироваться дальнейшие исследования
природы. Некоторые из этих гипотез были столь общего толка,
что сегодня их скорее сочли бы «философскими», чем «научными». И все
144 145
же они не только исполнили работу по очистке методов исследования, но и
определенно способствовали направлению его в надлежащее русло, что обеспечивало
надежные, проверяемые результаты.
Результативность исследования социальных предметов сегодня находится
на том же уровне, что и результативность физического исследования тремястами
годами ранее. Теперь нам необходима своего рода глубокая и всесторонняя
критика действующих методов и устоев науки и создание плодотворных
гипотез, подобных тем, что всего лишь несколько веков назад положили
начало революции в области физического познания. Возможности здесь
так же велики, как и потребности. Однако силы, препятствующие работе по
социальным проблемам, куда серьезнее тех, которые прежде препятствовали
исследователям божественных сфер. Вначале мы повсюду должны достичь
согласия с тем фактом, что знание, включая науку как его ярчайшее
выражение, не лежит где-то вне социального действия; напротив, оно само
есть форма общественной активности в не меньшей степени, чем сельское
хозяйство или транспорт, поскольку это то, чем занят человек, возделывая
землю или управляя кораблем. Критической, «очистительной» стороной данного
подхода является требование глубокого разрыва со всеми доктринами, в
которых знание связывается с «духом» и преданным ему личным я, то есть
чем-то обособленным и замкнутым. Началом позитивного пути является
всестороннее рассмотрение естественных—биологических и социальных
—условий, в которых знание развивается на самом деле.
Такова подготовительная работа. В целом можно сказать, что
философия наводит в своем доме чистоту, при этом несколько меняя
меблировку. Самое главное—это понять, в каких общественных условиях
—экономических, политических, нравственных и религиозных—сфера
научного исследования была столь жестко ограничена сперва одними
физическими, затем и физиологическими вопросами; какие условия стеснили
науку до такой степени, что огромные сферы важнейших человеческих
интересов были, сочтены «недосягаемыми» для конкретного исследования,
недостойными запятнать себя ролью его предмета.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.