Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Как заметил Бэкон, «разум
» предполагает фальшивую простоту, однообразие и всеобщность и открывает
перед наукой воображаемо легкий путь. Итогом подобного курса
являются интеллектуальная безответственность и нигилизм: безответственность
-потому, что, согласно основному допущению рационализма, концепты
разума настолько самодостаточны и так сильно вознесены над опытом,
что они не нуждаются ни в каком опытном подтверждении и не могут
его иметь; нигилизм -потому, что то же допущение делает человека безразличным
к конкретным наблюдениям и экспериментам. Неуважение к опыту
трагически отозвалось в самом опыте; оно выросло в пренебрежение фактами,
а платой за это стали неудачи, разочарование и война.
О догматической строгости рационализма лучше всего свидетельствуют
результаты кантовской попытки подпереть опыт чистыми понятиями, который
в их отсутствии якобы хаотичен. Поначалу Кант заявил о себе по
72
хвальной попыткой не дать непомерным претензиям разума распространиться
на область опыта. Он называл свою философию критической. Но в
силу того, что, согласно его учению, для понимания используются неизменные,
априорные концепты, благодаря которым в опыт привносится связанность,
тем самым делая познаваемые объекты возможными (то есть стабильными,
упорядоченными отношениями качеств), он породил в немецкой
мысли небывалое презрение к живому разнообразию опыта и столь же небывало
преувеличенное представление о ценности системы, порядка, законосообразности.
Причины же более практического характера довершили
эту работу по культивированию характерного германского почтения к муштре,
дисциплине, «порядку» и послушанию.
Но задача философии Канта состояла в том, чтобы обеспечить этой подчиненности
индивидов неизменным и готовым универсалиям, «принципам»,
законам интеллектуальное оправдание, или «рациональную обоснованность
». Разум и закон считались синонимами. И подобно тому как разум
вторгался в опыт извне и свыше, закон должен был приходить в жизнь из
какого-то внешнего или верховного авторитетного источника. На практике
абсолютизм проявляется строгостью, жесткостью, негибкостью нрава. Когда
Кант учил, что некоторые понятия, причем самые важные, априорны, что
они не возникают из опыта и не могут быть удостоверены или испытаны в
нем, что без таких готовых добавок к опыту тот остается неуправляемым и
хаотичным, он тем самым поощрял дух абсолютизма, даже несмотря на то,
что формально отрицал возможность абсолютов.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.