Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Структура пресловутой нормативной, априорной математики на самом
деле представляет собой венец многовекового и многотрудного опыта. Металлург,
заинтересованный в том, чтобы работать с золотом наиболее высокоразвитым
способом, разумеется, не прибегнет ни к какому иному. Он тоже
будет отбирать, шлифовать и упорядочивать способы действия, которые в
прошлом уже доказали свою способность вести к максимальным достижениям.
Логика имеет величайшее человеческое значение именно потому, что
она вытекает из опыта и находит экспериментальное применение. При подобном
подходе проблема логической теории оказывается не чем иным, как
проблемой возможности развития и использования разумного метода в исследованиях,
способствующих всесторонне продуманной реконструкции
опыта. Поэтому, добавив, что поскольку подобная логика разрабатывалась
в связи с математикой и физическими науками, то в вопросах нравственных
и политических нам предстоит еще долгий поиск интеллектуальной методики,
логики, мы просто в более конкретной форме выразим то же самое, о
чем до сих пор говорили в общем.
Итак, приняв без возражений такую идею логики, перейдем к рассмотрению
одной из главных ее черт. В первую очередь следует сказать, что сами
истоки мышления обязывают логику к тому, чтобы служить методом разумного
руководства опытом. Всему, что уже говорилось об опыте как сфере
прежде всего поведения, сфере сенсорно-моторной, отвечает и тот факт, что
мышление берет начало в особых конфликтных моментах опыта, порождающих
замешательство и проблемы. В нормальном состоянии люди не мыслят,
если им не надо справляться с проблемами, преодолевать какие-то трудности.
Жизнь беспечная, удающаяся без особых усилий, была бы жизнью
совершенно бездумной, и такой же была бы жизнь, в которой нам от рождения
давалось бы всемогущество. Существа мыслящие -это существа, в жизни
которых столько преград и ограничений, что череда собственных действий
не служит им прямой дорогой к победному концу. Также люди не склонны
думать, когда их действия в затруднительной ситуации диктуются им каким-
то авторитетом. У военных бывает множество трудностей и стесняющих
обстоятельств, но qua soldiers1, как сказал бы Аристотель, они не
имеют дурной славы созданий мыслящих. За них мыслит некто повыше
рангом. То же самое в современных экономических условиях более чем
верно и в отношении большинства трудящихся. Трудная ситуация
вызывает к жизни мышление, только когда оно является необходимым и
срочным выходом из нее, когда оно представляет собой единственный
путь к решению.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.