Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Что касается методов обучения, то важно иметь в виду, что первосте
пенной потребностью каждой личности сегодня является способность мыслить,
навык видеть проблемы, соотносить с ними факты, применять идеи и
радоваться их работе. Если молодой человек или девушка выходят из школы,
наделенные такой способностью, то все остальное со временем к этому
приложится. Интеллектуально и нравственно они обретут себя. Но масса
вещей, подлежащих «заучиванию», хоронит под собою навыки самостоятельного
мышления. Благодаря пропаганде знаний подобного типа слишком
многие натпи граждане покидают школу, так и не выработав критического
отношения к вещам, и дрейфуют от одного плана или схемы к другим,
ориентируясь на самую громкую шумиху дня сегодняшнего. Большинство
тех, кто не поддался данной тенденции, обнаружили, что должны начать
свое образование сызнова. В этой связи я могу сказать, что наша нынешняя
система страдает колоссальным недостатком возможностей для целенаправленного
продолжения образования. Нисколько не умаляя сегодняшних шагов
в области «взрослого образования», скажем, что нелрерывное обучение
тех, кто только что кончил школу, уже давно следовало сделать первостепенной
задачей государственной системы образования.
Связь между существующим общественным управлением школьной системой
и ее образовательной деятельностью поистине невелика. Но нынеш
ний характер этой связи фактически наносит ущерб подлинно образовательной
деятельности школ. В настоящее время школьные советы, если взять
страну в целом, представляют собой особый класс или группу в сообществе
и отнюдь не выражают интересов сообщества. Их члены считают, что они
наняты частными работодателями, подобно учительскому персоналу.
Это положение отражено в управленческой структуре школ. С одной
стороны, большого настоящего сотрудничества между представителями администрации
и классными преподавателями не отмечается. Первые составляют
учебные курсы, готовят планы преподавания и утверждают методы
обучения. Преподаватели принимают порядок к сведению, и, по мере того
как они его усваивают, их инициатива в профессиональной сфере сходит на
нет и вся деятельность превращается в рутинную и механическую. С другой
стороны, администраторам в своей работе приходится сверх всякой меры
угождать желаниям того экономического класса, посланцы которого преобладают
в школьных советах как проводниках общественного влияния.
Теперь должно стать понятным, почему я не присоединяюсь к огульным
обвинениям учителей.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.