Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Управляющие, главы, инспектора и т.д. осуществляют руководство образовательным
учреждением. Возможно, излишне писать курсивом слово «образовательное
». Но я сделал так, желая подчеркнуть, что значит интеллектуальный
аспект ответственности и функции администратора. Он —либо
она — не просто участвует в воспитании ума и характера, а участвует таким
образом, который возлагает на него (на нее) особую интеллектуальную
ответственность. Разумеется, чувство ответственности, связанное с исключительным
положением умственного лидера, может принять форму, которая
только скомпрометирует цель, Например, оно может принять форму чрезмерно
детальной работы над всей структурой школьной программы или пропаганды
методов, предназначенных ко всеобщему исполнению. Даже если
идея ответственности не доводится до такого абсурда, случаев, когда учительский
персонал принимает активное и совместное участие в выработке
плана образования, крайне немного.
Во-вторых, руководители особо отягощены бременем проблем, входящих
в сферу личных взаимоотношений. Всякий, кому приходилось как-то
способствовать тому, чтобы гармоничные и конструктивные межличностные
отношения сохранялись в семейной жизни, может представить трудности,
возникающие, когда дело идет о большом преподавательском коллективе,
составленном из людей, которые имеют разный темперамент, получили
разную квалификацию и находятся под властью разных воззрений на
жизнь. Но проблемы, связанные с личными взаимоотношениями препода
вателей, образуют только часть всех проблем, которые вынужден решать
управляющий. Он должен поддерживать отношения сотрудничества с чле-нами
школьного совета, взаимодействовать с налоговыми органами и поли-тиками,
общаться с родителями, у которых разные взгляды и идеалы. Более того, зачастую
ему приходится улаживать не просто проблемные отноше-ния, а серьезные
конфликты, так как у разных групп могут быть и совершен-но противоположные
требования. Управляющий—это посредник между педагогическим коллективом
и аудиторией учащихся. Он вынужден иметь дело с обоими, и счастье, если его
собственной личности удастся избежать тенденции к раздвоению. По крайней
мере, встречаются администраторы, «дипломатичные» и раболепные по
отношению к одной стороне и власт-ные, деспотичные по отношению к другой.
В-третьих, управляющий по сути своего предназначения обречен на то,
чтобы уделять внимание большому количеству деталей и шаблонов. Всегда
есть опасность столь полной его загруженности данным аспектом работы, что
два других, отягощенные этим бременем, могут утонуть.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.