Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Мимолетное мышление имеет отношение
«к самому себе в меньшей степени, чем к некой наиболее сокровенно ощутимой
части его настоящего объекта, телу и основным приспособлениям,
1 Principles of Psychology. Vol. I. P. 301.
2 Ibid. P. 302.
3
Ibidem.
441
что совершаются в голове и сопутствуют акту мышления»1. К тому же убеждение
в постоянстве эго возникает на эмпирических основаниях — точно
так же, как убеждение в тождественности любого объекта, —. и "наше собственное
ощущение персонального тождества» «совершенно такое же,
как всякое другое наше ощущение постоянства в мире явлений". Тем не менее
дуализм возникает здесь снова, ибо он по-прежнему допускает, что «мышление
мимоходом» необходимо здесь в качестве знающего субъекта. И поэтому,
опять прибегнув к своей идее о том, что «ускользающие пульсы мысли
» есть знающие субъекты, он совершает то, что на первый взгляд кажется
вьдаюшимся компромиссом между «пульсом мысли», составляющим активное
Я(1), и «эмпирической личностью», составляющей пассивное «Меня»(Ме).
Если бы это имело значение, мы привели бы еще кое-какие отрывки из
его текста, свидетельствующие о наличии двух несовместимых направлений
в психологии Джеймса, а также о том, что наиболее бурный конфликт
между ними происходит в сосуде под названием «эго». Но так же очевидно
и то, что одно из этих направлений—эмпирическое—несет в себе элементы,
которых требует поведенческая теория эго. То, что он в конце концов
высказал в 1904 году, когда уже отказался от своего знающего мышления в
пользу сознания как простого эха отжившей души, в итоге явилось не более
чем выражением тех же самых идей, которые он выдвигал в своей «Психологии
», но уже свободным от двусмысленностей и сомнений. Есть «элементарная
деятельность, предполагаемая в каждом простом это нашего опыта...
и дальнейшее разложение данного нечто на два что—деятельность, ощущаемая
нами как «наша», и деятельность, относимая на счет «объектов».
Первая, продолжает он, является «частью... мира, данного в опыте. Мир,
данный в опыте... всегда неразрывен с нашим телом как своим центром—
центром видения, центром действия, центром заинтересованности... Тело
—штормовой эпицентр, источник координации, звено постоянного стресса
во всей этой цепи опыта... Слово «я» поэтому в первую очередь означает
некоторую позицию в данной цепи, точно так же, как «это» и «здесь»4.
Но,какяужепреждеобмолвился, оннесталперерабатыватьсвою«Психологию
», с тем чтобы рассмотреть и описать все стороны и аспекты психологических
явлений с такой точки зрения.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.