Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Однако, когда процесс интеграции и консолидации достигает своей высшей
точки, возникает вопрос о том, не является ли национальное государство,
уже стоящее на прочных позициях и больше не ведущее борьбу с могучими
силами зла, только инструментом для обеспечения и защиты других,
более добровольных начал связи людей, чем верховная цель-в-себе. В подкрепление
утвердительного ответа можно указать на два актуальных явления.
Параллельно развитию более крупной, более полной и более единой
государственной организации происходит эмансипация индивидов от ограничений
и рабства, которые ранее диктовались обычаем и классовым статусом.
Но, освобожденные от внешних и вынужденных связей, индивиды недолго
остаются в изоляции. Социальные молекулы тотчас соединяются в
новые организации и ассоциации. Принудительные связи вытесняются добровольными,
а жесткая организация людей -согласно раз и навсегда сделанному
выбору и назначенной цели -организацией, в которой воля людей
более непосредственна и подвижна. То, что, с одной стороны, напоминает
тенденцию к индивидуализму, на деле оказывается движением к несметному
разнообразию видов и вариаций общественных связей: политических
партий, производственных корпораций, научных и художественных организаций,
профессиональных союзов, церквей, школ, клубов и обществ без числа,
лишь бы культивировались все мыслимые интересы, которые объединяют
людей. По мере того как они прирастают числом и значением, государство
тяготеет к тому, чтобы все больше и больше играть роль их регулятора
и примирителя, определяя границы для их деятельности, предупреждая и
улаживая конфликты.
Его «верховенство» подобно функции дирижера оркестра, который сам
по себе не «делает» музыку, но приводит к гармонии действия тех, кто ее
извлекает и тем самым совершает нечто поистине самоценное. Государство
остается по-прежнему крайне важным, но эта важность все больше
зависит от его способности стимулировать и координировать деятельность
Добровольных формирований. В любом современном сообществе оно лишь
Номинально служит целью, ради которой существуют все иные объедине
127
ния и организации. Формирования, обеспечивающие поддержку для самых
различных дорогих людям ценностей, становятся подлинными социальны
ми ячейками. Они встают на место, отводимое в традиционной теории то
просто обособленным индивидуумам, то верховной и уникальной полити
ческой организации. Плюрализм на роду написан современной политичес
кой практике и требует поправок к иерархической и монистической теории.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.