Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Таким образом, категория нормы превращается
в нечто большее, чем просто один из возможных интеллектуальных
инструментов, только в том случае, когда некий индивид актуально вовлечен
в опыт, связанный с осмыслением того, что правильно и неправильно,
-в опыт, который, если мы хотим рассматривать его объективно, следует
рассматривать как суждение. Вынашивание целей, признание или непризнание
ценностей и другие подобные акты есть феномены характера. Взятые
в отрыве от их непосредственных связей в опыте, то есть просто как акты,
положения или склонности, они являются феноменами характера и в таком
качестве предстают перед психологическим анализом. Даже если мы рассматриваем
какой-либо опыт или фазу опыта как идеал, мы тем самым подвергаем
данный опыт рефлексии, то есть абстрагируем и классифицируем
его. Этим предполагается, что суждение проходит по-над опытом; что оно
совершается за пределами конкретного опыта. До сих пор это и называлось
психологическим анализом, то есть процессом точно такого же порядка и
включающим в себя точно такие же дистинкции (разграничения) и понятия,
как те, что мы обнаруживаем в психологической науке. Но последняя, придавая
сознательный характер классификации и абстрагированию, позволяет
нам регулировать их, а не только идти у них на поводу.
Поэтому тщетно настаивать на том, что психология не способна «обес
печить» нам нравственный идеал и что поэтому нам надлежит обратиться к
трансцендентальным соображениям, или к метафизике. Метафизика, понимаемая
как логический анализ того типа суждения, при котором имеет место
полное взаимное обусловливание судящего и содержания суждения, способна
«предоставить» нам такой идеал, то есть она может показать, что форма
или категория идеала принимает участие в качестве конституирующего
элемента в данном типе суждения и что, следовательно, он состоятелен в
той же мере, в какой это присуще самому данному способу делать суждение.
Но трансцендентальная метафизика далека от логического анализа подобного
рода; да и в любом случае таким путем мы обретаем только категорию
идеала как исходную точку или венец возможного нравственного суждения.
Здесь нет и речи об идеале непосредственно переживаемом. Идеал в
таком смысле может «дать» только жизнь, а не метафизика, претендующая
на это больше, чем психология. Но всякий раз, когда этическая теория строит
свои положения относительно важности идеалов для характера и поведения,
когда она делает больший упор на идеале какого-либо одного рода, она
оказывается участвующей в создании общих отношений между условиями;
и не может быть абсолютно никаких иных способов проверки таких положений
на состоятельность, когда они претендуют на всеобщность или объективность,
кроме анализа психических склонностей, который и покажет нам,
что значит обладать идеалом, раскрыв все предпосылки и следствия данного
обладания.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.