Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
315
Есть все основания предположить, что то же самое окажется справедливым
относительно науки о поведении. Такая наука может строиться только
на связи с ситуациями, которые изначально требуют того, чтобы суждения
о них имели выраженную критическую направленность. Нам необходимо
знать, что представляет собой социальная ситуация, в которой мы оказались
и которая обязывает нас к действию, — знать для того, чтобы мы
могли действовать правильней. Нам необходимо знать, как влияют определенные
духовные склонности на наш способ понимания жизни и, следовательно,
на поведение. Проясняя социальную ситуацию, делая для себя объективными
собственные мотивы и их последствия, мы конструируем общие
положения—выражаем опыт как связь условий, то есть придаем ему формы
объектов. Подобные положения используются и прилагаются к решению
дальнейших проблем. Применение их постепенно делается все более
и более привычным для нас. «Теория» становится частью нашего общего
арсенала. Социальная ситуация обретает определенную форму или порядок.
Она предварительно квалифицируется как принадлежащая к определенному
типу, роду или даже ответвлению этого рода; остается единствен
ная проблема—как разбираться с многообразием частностей. И вновь нам
на помощь приходит собственная привычка—привычка учитывать известный
источник возможных ошибок, которым являются наши личные склонности,
обусловливающие наши суждения о поведении, и брать их в достаточной
степени под контроль, в результате чего мы все меньше испытываем
потребность в сознательной ссылке на их интеллектуальную, наукообразную
формулировку. Подобно тому как физическая наука привела к определенной
организации физического мира, параллельно организовав наши
практические привычки взаимодействовать с этим миром, этическая наука
также вызовет определенную организацию социального мира и соответствующую
организацию духовных привычек, посредством которых индивид
соотносится с этим миром. В результате подобного прояснения сферы
и средств морального действия сознательное обращение за помощью к теории,
как и в случае с физикой, будет ограничиваться только проблемами
чрезвычайной сложности и конструкциями, отличающимися значительной
степенью новизны.
Резюме
1. Под «научными» понимаются все методы контроля за формированием
суждений.
2. Для достижения такого контроля необходима способность абстрагировать
определенные элементы в опыте, о котором мы судим, и выражать их
как связь условий, то есть как «объекты», или универсалии.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.