Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Сердце его билось в правильном ритме. Цели движения
были гуманными и социальными. Но его конструктивной энергии
недоставало теоретического инструментария. У него была крайне несовершенная
голова. Слишком часто проповедуемые им идеи влекли почти
антисоциальные логические последствия из-за их акцента на атомистическом
индивидуализме и антигуманные -из-за чрезмерной привязанности к
простейшему ощущению. Эти недостатки движения играли на руку реакционеру
и мракобесу. Та невообразимая концепция опыта, которую лелеяли
и пропагандировали официальные эмпирики от философии, служила
веским поводом для апелляции к неизменным принципам, покоящимся за
пределами опыта, к догмам, не подлежащим экспериментальной проверке,
-она служила веской причиной для того, чтобы призывать априорные каноны
истины и нравственные стандарты, а не опираться на плоды и последствия
опыта.
Философская реконструкция, которая призвана освободить людей от
обязанности выбирать между жалким и ущербным опытом, с одной стороны,
и искусственным и бессильным разумом -с другой, способна тем самым
освободить человеческое стремление от тяжелейшего интеллектуального
бремени, которое оно вынуждено нести. Она положит конец делению
людей доброй воли на два враждующих лагеря. Она позволит сотрудничать
тем, кто чтит все прошлое и основополагающее, с теми, кто заинтересован
в заложении основ для более свободного и счастливого будущего, ибо она
задаст те условия, при которых фундаментальный опыт прошлого и изобретательный
разум, устремленный в будущее, смогут эффективно взаимодействовать.
Она даст человеку возможность гордиться притязаниями разума,
в то же время не впадая в паралитическое смирение перед надопытным
авторитетом или в агрессивную «рационализацию» привычных вещей.
Глава V
ИЗМЕНЕНИЯ В КОНЦЕПЦИЯХ
ИДЕАЛЬНОГО И РЕАЛЬНОГО
Как уже отмечалось, человеческий опыт становится человеческим благодаря
наличию в нем ассоциаций и воспоминаний, которые фильтруются
сквозь сеть воображения в соответствии с определенной эмоциональной
потребностью. По-человечески интересная жизнь -это жизнь, в которой,
как бы нам ни твердили об умерщвлении плоти, пустоту свободного времени
заполняют образы, волнующие человека и отвечающие его нуждам.
Именно поэтому в человеческом опыте поэзия исторически предшествует
прозе, религия предваряет науку, а орнаментальное и декоративное искусство,
которым вначале не могло быть присуще утилитарное значение, рано
достигло непропорционально высокого развития по сравнению с навыками
практической направленности.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.