Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
3. Полученные таким образом положения составляют основной объем
общепризнанных наук. Это общие пропозиции, или законы, как правило
имеющие гипотетическую форму "если М, то N". Но подобные общие положения
являются инструментами науки, а не самой наукой. Жизнь науки
протекает в суждениях тождества, и именно ради них создаются, проверяются
или подтверждаются общие положения (или универсалии, или законы).
4. Такие положения конкретного тождества носят индивидуализированный
характер и тоже являются актами. Действие как логический элемент
косвенно наличествует а) в выборе субъекта; b) в определении предиката и
с) самым прямым образом — в связке как общем процессе обоюдного формирования
и проверки пробных субъектов и предикатов.
5. По логическому типу суждения бывают «интеллектуальными», если
ихотношение к поведениютолько предполагается и поэтому не требуеттого,
чтобы его целенаправленно устанавливали или обнаруживали. Так случается
всякий раз, когда сопутствующее действие нейтрально и не влияет на
качество содержания суждения. Суждения бывают по логическому типу «моральными
», если на содержание суждения влияет деятельность и мы осознаем,
что таким образом она влияет на самое себя или всякий раз, когда
обоюдная детерминация деятельности и содержания сама становится объектом
суждения, детерминация которого служит предпосылкой для дальнейших
успешных суждений.
6. Для регулирования моральных суждений мы должны уметь превращать
обоюдную детерминацию деятельности и содержания в «объект». Этот
процесс имеет три фазы: во-первых, потребуется положение об определяющих
формах того типа суждения, в котором деятельность и содержание
могут быть выражены в понятиях друг друга. Определяющие условия для
такого типа суждения составляют характерные черты, или категории, объекта
этической науки, точно так же как определяющие условия для суждения,
в котором один объект представляется в терминах другого, образуют
категории физической науки. Размышления о моральном суждении с этой
точки зрения можно назвать «Логикой поведения». Во-вторых, нам необходима
абстракция деятельности, в которой деятельность предстает как система
предпочтений или склонностей, участвующих в протекании опыта, и
(в качестве системы) выражается как объект, образованный многообразными
связями разных склонностей со склонностью к суждению, — иными
словами, нам нужна наука психология. В-третьих, необходима и аналогичная
абстракция «содержания», в которой оно предстает как система общественных
элементов, формирующих ситуацию или обстановку, в которой
действие будет совершаться и в связи с которой, следовательно, будет
формироваться и сам действующий, а это не что иное, как социологическая
наука.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.