Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Не буду дословно
его цитировать, но сказал он примерно следующее: «Как бы ни был невежествен
человек, есть нечто, о чем он знает больше, чем кто-то другой,
нечто такое, на чем он собаку съел». Поскольку речь идет об индивиде,
знающем свои собственные проблемы даже при полной неосведомленности
или беспомощности в других отношениях, идея демократии, в отличие
от всех понятий об аристократии, состоит в том, чтобы с каждым индивидом
прямо или косвенно считаться в этом смысле и чтобы сам он становился
частью процесса управления, процесса социального контроля; чтобы его
потребности и желания могли учитываться как факторы, определяющие
социальную политику. С этим, конечно, тесно связано и другое необходимое
для осуществления демократии условие: взаимообмен мнениями и знаниями
и достижение полного общественного самоуправления через обобщение,
объединение всех этих индивидуально сформулированных идей и
потребностей.
Внешними и главным образом чисто техническими символами и выражениями
демократии являются избирательная урна и правило большинства.
Это лишь приемы, приспособления, наилучшие из когда-либо созданных,
но в основе их лежат две идеи: во-первых, возможность, право и обязанность
каждой» индивида формировать собственные убеждения, а также высказывать
убеждения, касающиеся его места в общественном устройстве и
отношения данного устройства к его личному благосостоянию; во-вторых,
это признание каждого члена общества индивидуальным и в то же время
равным всем остальным, в силу чего решающее общественное волеизъявление
считается совокупным выражением идей большинства. Думаю, до нас,
возможно, лишь недавно начало доходить, что именно эта вторая идея и является
стержнем всякого серьезного образования.
Еще в школьных стенах мы начинаем понимать, что знание, развивающее
наш ум и характер, приходит не только во время общения с учебником
или педагогом и что личность становится образованной лишь с той поры,
когда она уже способна делиться собственным опытом, хотя подноготная ее
опыта к данному времени может быть еще незначительна и слаба; и, нако
нец, что просвещенность приходит с отдачей и приобретением, с обменом ,
опытом и идеями.
То, что мы осознаем этот принцип еще в стенах классной комнаты, на
мой взгляд, подчеркивает значимость демократии как образовательного процесса
без которого личность не может ни безраздельно властвовать над
собой, ни вносить свой вклад в общественное благополучие других, даже
имея для этого задатки.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.