Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
С одной стороны, эти авторы просто отражают деления и конфликты,
характерные для нашей цивилизации сегодня. Но от себя в качестве лекарства
от зол, которые вызваны этим расколом, они еще рекомендуют закрепить
данные расколы в рамках системы. В этом пункте—а он из числа тех,
которые для двух школ являются общими,— школа, представленная знакомым
нам теологическим философом, похоже, имеет некоторое преимущество
перед своим оппонентом, превозносящим конечное, поскольку адепты
теологической школы претендуют на право говорить от лица основанной
Богом церкви, вечно обращенной со своих высот к грешной земле. Поэтому,
когда в выводах склонного к ошибкам человеческого разума появляются
расхождения и чисто мирские нравственные предпочтения разных людей
вступают в конфликты друг с другом, такая церковь способна авторитетно
определить, на чьей же стороне истина.
Поэтому вопрос, поднятый в рамках образовательной философии, важен
для нас как указание на раскол, отличающий сегодня каждую часть и
каждый аспект философии. Он отражает различия между мировоззрением,
ориентиры и принципы которого почерпнуты из прошлого, и позицией,
согласно которой философия, если она хочет помочь нам в сегодняшней ситуации,
должна уделять первостепенное внимание стремлениям, потребностям,
проблемам и ресурсам, особенно характерным для современности.
Чтобы опровергнуть эту позицию, ее часто толкуют карикатурно. Говорят,
что она основана на неразумной любви к новизне и изменению, на предпочтении
всего современного только из-за того, что это последние по времени
веяния. На самом же деле данный взгляд продиктован тем, что в современ
ной жизни действуют факторы, обладающие потенциальным, если не уже
воплощенным, непреходящим достоинством. Это—экспериментальная наука
и экспериментальный метод в сфере познания. Данная сфера включает в
себя определенную мораль и этику, равно как и определенные сведения о
человеке и мире. Другим современным фактором является демократический
дух человеческих отношений. Третий фактор —это технологический
контроль над энергиями природы, обусловленный человеческими задачами.
Все три фактора тесно связаны между собой. Революция в естествознании
послужила началом для изобретения процессов и инструментов, обеспечивающих
значительную долю современных производственных технологий.
Данный фактдостаточно очевиден, чтобы счесть его неопровержимым, хотя
еще находятся люди довольно поверхностных взглядов, которые связывают
великий прогресс производства не с методами и заключениями современных
наук, а со стремлением к финансовой власти.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.