Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Если врач, стремясь во что бы то
ни стало завершить начатую работу, становится неосмотрительным и своевольным
или если он позволяет своим личным потребностям влиять на
манеру суждения, мы имеем основания считать, что он терпит логическое и
нравственное поражение. Он не использует известные ему научные средства
направления акта суждения с тем, чтобы оно получилось максимально
корректным. Причины подобного логического поражения лежат в сфере его
личных привычек или наклонностей. Если это выразить кратко, родовые
понятия или универсалии науки достигают эффекта, только если они преломляются
в привычках и импульсивных стремлениях того, кто судит. Своего
собственного modus operandi1 они не имеют2.
Возможностью приписывать интеллектуальной деятельности отличительно
нравственные черты мы обязаны тому факту, что не существует такого
четкого пункта, в котором бы мы приобретали одну из наших привычек и
расставались с другой. Если бы конкретная привычка могла быть полностью
изолирована, отделена от других, то наши акты суждения, вероятно,
обусловливались бы лишь чисто интеллектуальными приемами, обыкновением
пользоваться специальными навыками в работе с известными сферами
без всякого учета их этических характеристик. Но принцип континуума
абсолютен. Ведь не только определенная идейная позиция прилагается к
1 способ действий (лат.).
2Насколько мне известно, м-р Чарльз С. Пирс был первым, кто привлек внима
ние к этому принципу и настаивал на его основополагающей логической важности
(см. «Монист», т.2, стр. 534—536,549—556). М-р Пирс выражает его как принцип
континуальности: прошлая идея может работать только в той степени, в какой она
физически континуальна с тем, к чему прилагается в настоящем. Общая идея есть
не что иное, как живое, растущее ощущение, а привычка есть закрепление определенного
способа функционирования данного психического континуума. Я же пришел
к своему вышеизложенному заключению в результате столь отличных ходов
мысли, что, ни в коем случае не оспаривая приоритета положений м-ра Пирса или
их гораздо более общего логического характера, я чувствую, что и мои собственные
выводы не лишены некой ценности хотя бы в силу того, что достигнуты независимым
образом. .
300 301
частному случаю посредством привычки, но и всякая привычка, «работая»,
может прямо или косвенно вызывать к действию любую другую привычку.
Этот комплексный континуум взаимодействий в его работе по определению
окончательного суждения мы обозначим термином «характер».
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.