Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Мне кажется, есть
некоторая опасность, что данную сферу социального исследования вскоре
затмит великий поток многообразных общественных дисциплин. Чрезвычайно
яркой особенностью той поры, когда этот предмет только вводился, я
полагаю, была вера людей в поистине сверхъестественную и магическую
силу информации. Поэтому школяры, едва изучившие конституции федерации
и штатов, названия и обязанности должностных лиц и всю прочую анатомию
управления, уже были готовы к тому, чтобы стать добропорядочными
гражданами. И многие из них — то есть, боюсь, это многие из нас, —
усвоив все такого рода сведения, вышли во взрослую жизнь и стали покорной
добычей ловких политиков и политических механизмов, а также жертвами
политического одурманивания, идущего, скажем, от газет, которые нам
случается читать.
168
В школах давалась небольшая доля знания, или информации, однако без
всякой связи — и, боюсь, сегодня также не слишком связанная—с реальным
механизмом управления, с процессом формирования партий и руководства
ими, структурой управленческих аппаратов и всем тем, что дает
силу этим аппаратам и политическим лидерам. Признаться, в некоторых го
дах было бы даже опасным не просто предоставлять школьникам фор
мальное, анатомическое знание о структуре управления, но и развивать в
них понимание того, что власть в их собственном сообществе опирается на
практику особых предпочтений и связь с производственными авторитета
ми Но без этой столь элементарной подготовки к разумному голосованию или
разумному законотворчеству сможем ли мы считать, что вообще хоть сколько
нибудь созрели для той или иной формы демократического самоуправления?
Ланселот Хогбен* сказал в своей лекции «Отступление от разума»: «Едва
задавшись вопросом, что было бы необходимо сделать ради прироста, сни
жения или поддержания какого-то фиксированного уровня населения в со
обществе, вы обнаружите, что для ответа на него вам требуется знание мно
жества различных вещей, которые не пришли бы в голову, будь ваш вопрос
более общим,—например «как растет население?».
Вопрос о населении, несомненно, очень важная часть проблемы об
щественного благополучия. Но тот же принцип можно отнести ко всей сфе
ре политики. Если бы школьный класс спросил учителя: «Что необходимо
сделать для того, чтобы в наших штатах, локальных общественных группах
и у нации в целом было воистину демократическое правительство?» — я
думаю, совершенно ясно, что ему пришлось бы заглянуть в великое множе
ство материалов и достичь существенно большего знания, чем то, на кото
ром мы успокаиваемся, просто принимая нашу демократическую власть как
факт и не интересуясь ни тем, как она сегодня осуществляется, ни тем, как
могла бы осуществляться.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.