Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Данная черта, на мой взгляд, наиболее глубоко повлияла на классическое
понятие о сущности философии. Философия самонадеянно приписала
себе задачу доказывать существование трансцендентной, абсолютной или
внутренней реальности и выявлять для человека природу и черты этой окончательной
и высшей реальности. На таком основании она провозгласила,
что владеет высшим органом познания по сравнению с тем, которым пользуются
позитивная наука и обыденный практический опыт, и что она наделена
высшей доблестью и значением. Подобное притязание неотделимо от философии,
если она ведет человека к доказательному и интуитивному постижению
Реальности, превосходящей ту, которая открыта для нашей повседневной
жизни и специальных наук.
Данную претензию, конечно, время от времени опровергали различные
философы. Но большей частью это были возражения агностического или
скептического толка. Философы соглашались с утверждением, будто абсолютная
и предельная реальность выше человеческого понимания. Однако
они не брали на себя смелость предположить, что такая реальность могла
бы быть отличным полем для совершенствования философского познания,
если признать ее все же доступной человеческому интеллекту. Только сравнительно
недавно возникло иное понимание истинной задачи философии.
Данный курс лекций и имеет целью раскрыть это другое понятие философии,
указав на его основные расхождения с тем, что в нашей первой лекции
определяется как классическая философия. Отныне мы станем упоминать о
классической философии только для противопоставления и беглым образом.
Она будет сквозить в концепции начал философии, сложившейся на
фоне власти традиции, которая когда-то была навеяна человеческим воображением,
приводимым в действие любовью и ненавистью и интересами эмоционального
возбуждения и комфорта. Элементарная честность требует от
нас заявить, что подобное объяснение начал философии, претендующей на
методическое знание об абсолютном Бытии, было дано не без коварного
умысла. Мне кажется, что такой правдивый генетический подход способен
более основательно подорвать данный тип философского теоретизирования,
чем любая из попыток его логического ниспровержения.
Если эта лекция окажется успешной, посеяв в ваших умах как разумную
гипотезу мысль о происхождении философии не из интеллектуального, а из
социального и эмоционального материала, то, значит, она будет плодотворной
и в том смысле, что оставит вас с переменившимся отношением к традиционным
философиям.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.