Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
В это время все внимание
еще направлено на практические детали и полно неопределенности.
Лишь позднее детали соединяются в картину и цементируются единым значением.
На стадии практического опыта человек живет от одного мгновения
до другого, будучи всецело поглощен задачей мгновения. Едва он начинает
отслеживать все эти мгновения мысленно, драма его жизни обретает
24
истоки, кульминацию и тенденцию к величайшей победе либо величайшему
поражению.
Поскольку человек оживляет свой прошлый опыт затем, чтобы в свободные
минуты скрасить его интересностью пустоту сегодняшнего дня, то работа
памяти в основном скорее подобна фантазии и воображению, нежели точному
воспроизведению фактов. В конце концов помнятся лишь те истории и
переживания, которые имеют для нас какое-то значение. Память отбирает
только такие случаи, которые обладают эмоциональной ценностью для настоящего
и способны обогатить историю сегодняшнего дня, чтобы сделать
ее достойной нашего воображения или способной заворожить слушателя.
Все, что не усиливает острых ощущений борьбы и не является фактором
успехалибопоражения, отбрасывается. Событияперекраиваютсядотехпор,
пока они не начнут удовлетворять напряженной атмосфере повествования.
Таким образом, древний человек, оставаясь наедине с собой, когда не было
непосредственной нужды бороться за выживание, пребывал в таком мире
воспоминаний, который, скорее, являлся миром представлений. Представление
отличается от восстановления фактов тем, что его не пытаются проверить
на истинность. Корректность представления -вопрос сравнительно
несущественный. Так, глядя на облако, можно представить, что это верблюд
или человеческое лицо. Мы не могли бы представить эти вещи, не будь у нас
хоть мало-мальски действительного, буквального знания о верблюде или
лице. Но буквальное подобие в данном случае не имеет значения. Здесь главенствует
эмоциональный интерес, состоящий в том, чтобы увидеть очертания
верблюда или проследить метаморфозы «лица», которое то проявляется,
то исчезает.
Исследователи первобытной истории человечества отмечают, что в ней
огромную роль играют вымыслы о животных, мифы и культы. Порой в этом
историческом факте видят некую тайну, поскольку он будто бы доказывает,
что первыми людьми руководила иная психология, нежели та, которая одухотворяет
все человечество сегодня. Но я думаю, что это можно легко объяснить.
До развития сельского хозяйства и сложных производственных навыков
долгие периоды пустого безделья чередовались со сравнительно кратковременными
усилиями по добыче еды или защите от внешнего врага.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.