Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Мы согласны с тем, что перегруженная и переполненная
учебная программа нуждается в упрощении. Мы согласны считать, что
мы не уверены в том, куда мы идем и куда хотели бы идти, а также в том,
почему мы делаем то, что мы делаем.
Многие детали нашего анализа современной ситуации в образовании
не слишком отличаются от положений критиков, чьи основные предпосылки
и цели разительно противоположны нашим. Однако точки зрения, от которых
отталкиваются разные типы критиков, и направления реформ, настойчиво
ждущих осуществления, образуют два разрозненных мира. Наш
вопрос вырисовывается все отчетливее. Мы согласны с ними относительно
отсутствия единства в системе. Но мы стоим на позициях, разительно отличных
от убеждения в том, что беды и дефекты нашей системы проистекают
из чрезмерного внимания к новейшим явлениям человеческой цивилизации
— науке, технологии, современным социальным вопросам и проблемам.
Наши критические оценки нынешнего положения в образовании скорее
основываются на представлении, что факторы, определяющие жизнь
современного общества, факторы, создающие образ новейшей культуры, либо
все скопом задавлены непомерным вниманием к старине, либо переведены
в такие русла, где у них развиваются технические, менее гуманитарные черты
по сравнению с теми, которые развивались бы в случае предоставления им
самых центральных позиций.
Поэтому я начну с того факта, что, как нам теперь толкуют, подлинно
гуманитарное образование потребует от нас вернуться к моделям, образцам
и стандартам, которые были заложены в Греции лет эдак две с половиной
тысячи назад, а затем обновлены и введены в практику в золотую пору феодального
Средневековья, уже шесть-семь столетий как миновавшую. Действительно,
теория образования, в которой использовалось понятие «либеральный
», в применении к образованию не имевшее тогда ничего общего
со словом «практический», была сформулирована в Древней Греции. Именно
из Греции к нам перешла традиция, состоящая в резком противопоставлении
«либерального» и «механического» образования, а также—это следует
отметить особо — в отнесении к сфере механического любых навыков,
связанных с производством и полезными приобретениями и услугами.
Эта философия была верна тем обстоятельствам общественной жизни,
в которых она родилась. Она излагала в интеллектуальных понятиях существо
институтов, обычаев и нравственных предпочтений, культивируемых в
жизни Афин. Тот факт, что либеральное, или свободное, образование было
образованием свободного человека, в афинском сообществе считался нормальным.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.