Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Вот фрагмент
того, что я там написал:
«Первым делом мистер Рассел превращает сомнительную ситуацию в
индивидуальное сомнение... Затем, заменив сомнение на личный дискомфорт,
он отождествляет истину (как мне представляется) с устранением этого
дискомфорта... (Но) «удовлетворение» — это удовлетворение условий,
заданных проблемой».
В этой же связи он ссылается на одно предложение из моего «Предисловия
», в котором я, основываясь на уже известных примерах непонимания
моей позиции, утверждаю, что последствия могут рассматриваться как средства
проверки состоятельности идеи только «при условии, что эти последствия
были созданы операциональным путем»1.
Мистер Рассел сделал два комментария по поводу этих двух отчетливо
сформулированных мной условий, определяющих все значение и функцию
последствий. Один из комментариев касается того, что последствия должны
быть «созданы операциональным путем». К сожалению, в силу нашего
взаимного недопонимания он состоит всего из одного предложения, выражающего
впечатление мистера Рассела: «смысл этого требования для мня
остается несколько неясным». Комментарий по поводу другого требования,
а именно—необходимости чего-то «сомнительного», проблемного и т.д.,
понимаемого как свойство «объективной» ситуации, а не личности или
«субъекта», к счастью, более обширен, чем первый:
«По-моему, доктор Дьюи пишет в том духе, будто сомнительная ситуация
может существовать без личности сомневающегося. Я не смею думать,
что он имеет в виду такое; не может быть, чтобы он хотел, например, сказать,
что сомнительные ситуации возникали и на протяжении астрономической
и геологической эпох, до всякой жизни на земле. Единственный
1
В оригинале этот мой пассаж можно найти в первом томе Library of Living
Philosophers (Энциклопедии современных философов). Р. 571. Там говорится, что в качестве еще
одного условия последствия должны быть «такими, чтобы они служили решением проблемы,
взывающей к нашим действиям». Цитируется по р. 571 «Library» или по p. IV Предисловия моей
«Логики».
396 397
возможный для меня способ интерпретации того, что он говорит, состоит в
предположении, что, по его мнению, «сомнительная ситуация» — это ситуация,
которая вызывает сомнение, но не только у какого-то одного индивида, а и у
всякого нормального человека, или у всякого человека, беспокоящегося о
достижении определенного результата, или у всякого наблюдателя, имеющего
научную подготовку и занятого расследованием ситуации.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.