Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
к
ним стремится и что она делает с универсальными положениями, которые
уже доказаны.
Другими словами, мы должны в первую очередь поставить вопрос о
логической важности общих суждений. Поэтому, не подвергая сомнению
важность общих формул как объективного содержания наук, в этом разделе
мы постараемся доказать, что их важность определяет развитие «наук», или
комплексов общих формул, как методологии и инструментария для построения
индивидуальных, единичных суждений.
1. Предметом славы и гордости современной науки является ее сугубо
эмпирический и экспериментальный характер. Термин «эмпирический» указывает
на то, что источник и начало развития научных положений есть конкретный
опыт; из понятия «экспериментальный» следует, что так называемые
законы и универсалии испытываются и проверяются на предмет того,
какую пользу они могут принести в дальнейших конкретных видах опыта.
Если это верное представление о науке, то без всякой нужды в дальнейших
доказательствах оно свидетельствует о том, что общие положения занимают
в ней чисто промежуточную позицию. Они не начало и не конец. Они представляют
собою мосты, по которым мы переходим от одного частного опыта
к другому; они являются индивидуальными опытами, облеченными в такую
форму, которая позволяет использовать их для управления другими фрагментами
опыта. А иначе научные законы были бы не более чем интеллектуальными
абстракциями, критерием верности которых служило бы их взаимное
соответствие, и из-за этого бы постепенно стерлась черта, отделяющая
науку от средневековых спекуляций.
Более того, если бы родовой характер положений в физических и биологических
науках был абсолютным, то с практической точки зрения такие
положения были бы полностью бесполезными; их практическое применение
оказалось бы достаточно затруднительным, ввиду отсутствия интеллектуальной
преемственности с теми частными случаями, которые требуют к
себе подобного применения. Сколько ни проводи чисто дедуктивных манипуляций
с абстракциями, заключительное положение в результате окажется
ничуть не ближе к конкретному факту, чем исходные предпосылки. Дедук
ция последовательно вводит в употребление все новые идеи, усложняя таким
образом общее содержание. Но мысль о том, что, усложняя содержание
положения, мы становимся ближе к единичному опыту, есть ошибка, характерная
одновременно для средневекового реализма и онтологического доказательства
существования Бога. Никакая цепь синтеза универсальных положений
в химии, физике и биологии не поможет нам (даже если логически
такие положения самодостаточны) в возведении моста или локализации эпидемии
тифозной лихорадки.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.