Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Ввиду того что результаты бизнеса носят социальный характер, общество
само должно прослеживать посредством развитых организованных
форм контроля, каковы производственные и финансовые основания этих
результатов.
Поэтому, на мой взгляд, нет никакого сомнения, что либерализм laissezfaire
уже выбыл из игры, главным образом из-за плодов своей собственной
практики. Любая система, не способная обеспечить элементарную уверенность
для миллионов, не может притязать на звание системы, созданной во
имя свободы и развития индивидов. Всякий человек, всякое движение, искренне
заинтересованные в данных целях и не прикрывающие ими стремление
к личной выгоде и власти, в мыслях и поступках обязаны делать главный
акцент на средствах их достижения.
В настоящее время эти средства надо искать на пути, ведущем к развитому
общественному контролю и крепнущему коллективизму стремлений.
Гуманный либерализм ради собственного спасения должен перестать иметь
дело с симптомами и обратиться к причинам, по отношению к которым неравенство
и угнетение являются не более чем симптомами. Чтобы выжить в
современных условиях, либерализму следует стать радикальным в том смысле,
что вместо использования общественной власти для ослабления неприятных
последствий существующей системы ему надлежит применить общественную
власть для изменения самой системы.
Однако радикализм в сознании многих представителей как его открытых
сторонников, так и злейших врагов ассоциируется со специфическим
методом изменения системы. Для них он равнозначен изменению наличной
системы путем ее насильственного низвержения. Радикализм такого рода
противостоит либерализму, а либерализм противостоит ему, поскольку либерализму
и исторически, и в силу собственной природы присущи демократические
методы вызова общественных перемен.
Идея о том, чтобы заставить людей быть свободными, довольно стара,
но она противоречит свободе по существу. Свобода не есть нечто, что может
быть передано, подарено людям со стороны, каков бы ни был этот
даритель: старомодный династический благотворительный деспотизм или
новомодная диктатура, пролетарский порядок или порядок фашистский.
Свобода есть нечто такое, что может принадлежать только индивидам, участвующим
в борьбе за нее, и скорее именно этот факт, чем какой-то особенный
политический механизм, и является сущностью демократического либерализма.
Неприятие демократических методов достижения общественного конт
роля частично вытекает из очевидной нетерпеливости и романтического
пристрастия людей к кратким путям, которые, если мы им последуем, загу
228 229
бят саму цель пути.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.