Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Этиобстоятельстваслишкомскорорешаютсудьбугражданскихсвобод, иски
по поводу которых имеют чисто индивидуалистическую подоплеку, если
господа судьи склонны считать пользование ими опасным для общественных
целей, высоко ценимых самими судьями. Холмс и Брендис* примечательны
не столько своей отважной защитой гражданских свобод, а в гораздо
большей степени тем фактом, что эта защита основывалась у них на несомненной
ценности свободного исследования и свободной дискуссии для роста
народного благосостояния, но отнюдь не на чем-то укорененном в индивиде
как таковом.
Всякого, кто подходит к данной ситуации непредвзято, не особо удивит
противоречие, которое так заметно в образе действий либералов школы
laissez-faire. Они постоянно выступают против любых «вмешательств» со
стороны правительства в свободное частное предпринимательство, но почти
единодушно молчат в случае самых вопиющих нарушений гражданских
свобод, несмотря на то что на словах служат либеральной идее и открыто
превозносят Конституцию. Причины такого противоречивого поведения
очевидны. Интересы бизнеса были и по-прежнему остаются социально и
политически доминирующими. Отстаивая либерализм laissez-faire в экономической
сфере, эти «либералы» просто оседлали волну. С другой стороны,
неприятности от использования права на свободу исследования и публичного
обсуждения вечно наживают себе только те индивиды, которые отказываются
принимать установленный порядок вещей. На их месте «либералы
», громогласно выступающие против всего, что напоминает экономичес
220
кую регламентацию, согласились бы потерпеть интеллектуальные и моральные
ограничения на том основании, что это необходимо для поддержания
«законности и порядка».
Ни один искренний сторонник демократических идеалов, которые состоят
в наделении всех равными свободами, не сочтет необходимым изо
всех сил доказывать значимость максимально возможной интеллектуальной
свободы в полнейшем смысле этого слова. Он знает, что свобода мысли в
исследовании и распространении результатов исследования есть жизненно
важный нерв демократических институтов. Вот и я не ударился в чтение
панегирика гражданским свободам, но попытался показать, что сделать первый
шаг к спасению их из нынешнего неопределенного и угрожающего
состояния можно, лишь настаивая на их социальной основе и социальном
критерии их оправдания.
Посягательства на гражданские свободы после Первой мировой войны
распространились практически во всех направлениях, невзирая на гарантии,
положенные свободам по Конституции.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.