Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
3. Отношения науки и философии как базис образования
Эмпирической и экспериментальной философии нечего делить с
наукой: ни с ней самой, ни с ее приложениями в образовании. Напротив,
научные выводы и методы являются основными союзниками эмпирической
философии образования, поскольку, согласно эмпирической философии,
наука дает нам те единственные средства, которые позволяют изучать
человека и среду нашего существования. Кое-кому показалось, что данный
факт гово-рит о необязательности философии. Эти люди сочли, что
признание за нау-кой верховной роли в сфере знания исчерпывает все
основания человеческого опыта. Таким образом действительно
устраняется один из типов философии, а именно тот, согласно которому
философия есть форма знания бо-лее высокая, чем знание научного
характера, так как она ориентирует позна-ние к некой абсолютной, высшей
реальности. Но из устранения философии данного конкретного типа вовсе
не следует, что должна исчезнуть философия как таковая.
Это следовало бы в том случае, если бы человек был просто познающим
и только познающим существом. Но это не так. Он еще и действующее
создание, у него есть стремления, надежды, страхи, цели и привычки. Собственно
знание для среднего человека важно лишь постольку, поскольку оно
как-то связано с тем, что он хочет делать и получать. Оно помогает ему
осознать собственные желания, определить цели и найти средства для их
реализации. Другими словами, наряду с фактами и законами существуют
человеческие ценности, и философия в первую очередь касается ценностей,
то есть целей, во имя которых человек что-либо делает. Даже располагая
самой обширной и точной системой знаний, человек все еще нуждался бы в
ответе на вопрос, что ему делать с этой системой в целом и что ему делать с
той суммой знаний, которой обладает именно он.
252
К слову сказать, по поводу проблемы того, как познаются ценности,
наука солидарна с эмпирической философией в ее споре с философиями
абсолютов, заявляющими, будто неизменные и вечные истины познаются с
помощью органов и методов, не имеющих к науке никакого отношения.
Несогласие с данной позицией не является только теоретическим. Практические
основания для возражений ей заключаются в том, что философии
подобного рода поощряют надежду на авторитет и способствуют рождению
противоречий, которые нельзя уладить, воспользовавшись методами исследования
и доказательства, разработанными в научной среде. Остается лишь
одна альтернатива—прибегнуть к принуждению и силе, открыто либо косвенно,
то есть призвав на помощь те традиции и институты, которые сложились
на данный момент.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.