Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Шестая и заключительная часть данных томов называется «Последняя
философская система». Студенты, изучающие метафизическую доктрину
Джеймса, в частности, что касается значения его чистого опыта, найдут на
этих страницах много полезного для себя. Если я прекращаю ссылаться на
них, то это не только в связи с ограниченностью пространства статьи, но и
потому, что, как я убежден, уже воспроизведенные описания живого склада
и живого опыта Джеймса представляют собой достаточную основу для понимания
его более специальных идей. С развитием этих специальных идей
связь его философии с биографией и жизненным опытом становится тонкой
и непрямой. Но она никогда не утрачивается. Искренность и глубина личного
опыта, которые дали Джеймсу ключ к подлинному смыслу философских
вопросов, остались фундаментом его учения. На мой взгляд, они явились
неиссякаемым источником всего того, что нам по сей день предстоит и следует
узнавать даже из сравнительно технических аспектов его мысли. В сво
431
ем стремлении к проработанным формулировкам он сталкивался с ограничениями,
от которых страдает любой независимый мыслитель. Чем оригинальней
мышление, тем более предательским для него оказывается тот факт,
что единственный язык, в котором может быть выражена самобытная интуиция,
—это язык, сформированный доктринами, против которых, собственно,
и выступает данный оригинальный философ. Следовательно, вдвойне
важно, чтобы студенты, изучая философию Джеймса, никогда не упускали
из виду ее живительные ключи и источники.
3. Исчезающий субъект в психологии Джеймса
В «Принципах психологии» Уильяма Джеймса отражены две тенденции.
Первая—это официально принятый гносеологический дуализм. Согласно
данному взгляду, психологическая наука концентрирует свои исследования
вокруг субъекта как «ментальной» сущности, подобно тому как
физика концентрирует их вокруг объекта, который материален. Джеймс же
в анализе конкретных вопросов, напротив, имеет тенденцию сводить субъект
к некой исчезающей величине, кроме тех случаев, когда под «субъектом»
подразумевают живой организм, причем последний, более того, не может
существовать иначе как во взаимодействии с окружающими условиями. В
соответствии с этим вторым направлением понятия субъекта и объекта не
обозначают каких-то изолированных друг от друга систем или видов существования,
а служат максимум для того, чтобы с определенными целями мы
могли делать некоторые различия в рамках опыта.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.