Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Во всех школах, гордых тем, что они существуют издавна,
применяются такие методы обучения, основанием и ресурсом для которых
является жизненный опыт учащихся, и принято стремиться к тому, чтобы
176 177
индивидуализировать подход к ученикам. Какие бы соображения ни лежали
в основе подобных взаимодействий с молодежью, они были бы тем более
верны в отношении учителей, поскольку это люди более зрелые и опыта у
них еще больше. Поэтому самое время поставить вопрос: каким образом
можно обеспечить педагогам более целостное участие в формировании учебной
политики школ?
Поскольку я уже говорил, что это проблема, на которую мне скорее хочется
указать, чем обозначить быстрые способы ее решения, то здесь я вправе
и остановиться, Но у данной проблемы еще есть некоторые следствия, проливающие
свет на ее значение. Невозможность участия в чем-либо приводит
к потере интереса и озабоченности у отлученных от него. В результате
исчезает и конструктивное чувство ответственности. Автоматически, бессознательно,
а порой даже сознательно люди приходят к следующему выводу:
«Это не имеет отношения к нашим делам; это проблема тех, кто наверху;
пусть эта каста богоподобных делает то, что необходимо». Деспотические
методы управления, как правило, преобладают в таких странах, где недоразвит
дух гражданства и люди потрясающе равнодушны к делам общественного,
а не личного значения, Стоит ли ожидать, что учителей вдохновит иная
психология? Когда у людей мало власти, у них соответственно и меньше
чувства позитивной ответственности. Достаточно вполне прилично делать
то, что тебе велели, дабы избежать какого-нибудь пугающего, неприятного
предупреждения. Все, что сверх того, рождает состояние апатии. В некоторых
случаях безразличие проявляется ненадлежащим исполнением обязанности,
но только не в присутствии управляющего; в других ситуациях возникает
дух критики, противоречия. Между учителем и управляющим складывается
своего рода игра, которая в школах старого образца бытовала между
учителем и учениками. А иные учителя, порой бессознательно, переносят
то, как, по их мнению, несправедливо обошлись с ними, на своих учеников.
Аргумент, согласно которому педагоги не готовы принять на себя ответственность
за такое участие, безусловно, заслуживает внимания, равно как
и сопутствующее ему убеждение в том, что люди, больше созданные для
исполнения обязанностей руководителя, выявляются в ходе естественного
отбора. Что бы ни оказалось в данном споре истиной, в любом случае справедливо,
что неспособность индивида брать на себя ответственность, связанную
с правом голоса в определении планов действия, развивается и усугубляется
в ситуации, когда подобного рода ответственность для него вообще
недоступна.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.