Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Мы принимаем чувственные
качества за качества объекта, существующего снаружи и независимо
от нас. Однако чувство не дает знания даже о физическом мире, оно
дает лишь материал для знания. Понимание необходимо для того, чтобы
обосновать сенсорный материал и узнать, что в нем предстает перед нами.
Мы должны как-то интерпретировать материал чувств. Процесс понимания
заключается в актах различения, сравнения и ведет нас таким образом к от
409
ношениям, таящимся в чувственном материале. Без этих связующих и упорядочивающих
отношений мы не составим знания об объекте, а просто будем
иметь перед глазами определенный набор качеств. Мы способны прийти
к самосознанию как знанию соответствующих активностей нашей психики.
Мы замечаем, что они протекают по определенным непреложным законам
и что результатом такого их течения является знание. Понимание не
свободно в обосновании чувственных данных, если под свободой иметь в
виду произвол. Чтобы получить знание, мы должны обосновывать их и понимать
надлежащими способами, иначе мы получим не знание объектов, а
лишь собственные фантазии. Этот закон понимания познаваемых объектов
вытекает из самого сознания, и именно он, когда мы его признаем и начинаем
принимать во внимание, образует то, что называется разумом. В процессе
понимания (то есть в научном познании природы) эта инстанция функционирует
спонтанно; но когда она замечает собственные операции и становится
самосознающей, мы признаем ее как разумную волю, которая служит
одухотворяющим принципом, одинаковым по существу, или универсальньгм,
для всех познающих сознаний и, следовательно, идентичным божественному
интеллекту, который есть свет, изливающийся на всякого человека, приходящего
в этот мир. Это—разум, ибо он действует согласно необходимым
принципам; это—воля, если мы смотрим на него как на инстанцию, совершенную
и самодостаточную в своем существе.
Этот узкоспециальный экскурс в то, что Марш называл рациональной
психологией, возможно, поможет нам лучше выразить смысл так называемого
элемента аристотелевского влияния у Марша. Марш настаивает на том,
что силы сознания или эго начинают свою работу лишь по зову соотносящихся
с ними объектов. Чувственность остается всего лишь потенцией, пока
природа не призовет ее к действию. Мы не можем видеть, слышать или испытывать
тактильное ощущение, если на наше сознание не воздействуют
вещи, обладающие цветом, звуком и плотностью. Между этим фактом и взаимными
действиями-реакциями железа и магнита нет никакой разницы.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.