Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Крайне существенным, глубоко значимым для темы отношений коллективного
авторитетаисвободыявляетсято,чтопрогрессинтеллекта,поверхностно освещенный в
нашем кратком рассказе о научных успехах, воплощает в себе их органичное, действенное
единство. Наука основала собственный путь на освобождении, а не на подавлении
элементов вариабельности, изобретений и нововведений, сотворения нового в
личности. Относительно современной истории науки и относительно истории
живописи или музыки одинаково верно то, что их успехи обязаны тем индивидам,
которые освободились от пут традиции и условности, едва обнаружив, что все
это мешает проявлению их личных способностей к рефлексии, наблюдению и
созиданию. Вопреки тому факту, что наука в своем развитии зависит от свободной
инициативы, изобретательности и предприимчивости индивидуальных исследователей,
авторитет науки берет свое начало и основания в коллективной
деятельности, организованной сообща. Даже когда идеи, развиваемые отдельными
индивидами, временами расходились с общепринятыми представлениями, метод,
применяемый в науке, оставался методом публичным и открытым, преуспевал и мог
преуспеть исключительно при условии, что его цель—достижение согласованности,
единства убеждений всех, кто трудится на общем поприще. Каждый научный
исследователь, даже если он чересчур отклоняется от текущих представлений,
зависит от методов и результатов, разделяемых всеми и не являющихся личной
собственностью, несмотря на то что изначально любой метод и вывод могут
быть плодом частного изобретения. Вклад научного исследователя проверяется
и развивается коллективными усилиями. В той мере, в какой он совместно
признан, он становится частью общего фонда интеллектуального благосостояния.
Довольно несложно увидеть различия между целью и действием свободного
индивидуума в сфере науки и в сфере частной экономической инициативы,
если расширить границы фантазии и рискнуть представить себе
такого научного исследователя, который усваивает стандарты делового предпринимательства.
Вообразите себе ученого, который считал бы свои результаты
научными и, утверждая подобное, одновременно верил, что данные
результаты являются также плодами его личных желаний и стремлений, направляющих
его к поиску личной выгоды. Одно лишь предположение о подобной
нелепости решительно обнажает ту пропасть, которая лежит между
проявлениями индивидуальной свободы в двух этих сферах человеческой
210
деятельности.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.