Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Современное состояние демократии
в странах, называющих себя демократическими, говорит о том, что главным
образом это именно практическая проблема.
Согласно формуле раннего демократического политического либерализма,
люди рождаются свободными и равноправными. Недальновидные критики
полагали, что данную формулу можно беспрекословно опровергнуть
тем фактом, будто человеческие создания не приходят в мир с равными силами
и способностями или природными задатками. Но под ней никогда и не
подразумевалось обратное. У нее точно такой же смысл, как у известного
изречения, согласно которому смерть уравнивает всех -нищего и миллионера,
монарха и раба. Просто это был способ выразить идею о том, что
политическое неравенство есть продукт только социальных институтов; что
нет никаких «природных» различий в существе тех, кто принадлежит к одной
общественной касте, классу или имеет какой-то статус, и тех, кто принадлежит
к другой касте, классу или является иным по статусу, — что подобными
различиями люди обязаны законам и социальным нормам. Тот же
принцип справедлив и в отношении экономических различий; если какойто
индивид от рождения владеет собственностью, а другой -нет, то это
различие вызвано социальными законами, регулирующими порядок наследования
и распоряжения собственностью. Переведенная на язык конкретных
действий, формула говорит о том, что неравенство природных задатков
должно регулироваться законами и институтами, которые не чинят бесконечных
препон индивидам менее одаренным; что неравенство в распределении
сил, достижений и благ, происходящее в обществе, должно быть
строго пропорциональным естественному неравенству. В современных общественных
устроениях шансы индивидов определяются их социальным и
фамильным статусом; институциональный механизм человеческих отношений
обеспечивает благоприятные возможности для некоторых классов, но в
ущерб другим классам. Лозунг прогрессивной и либеральной демократии
можно сформулировать как своего рода призыв к оружию: институты и законы
должны быть такими, чтобы они гарантировали и устанавливали равенство
для всех.
Данная формула отражала протест против существующих институтов,
которые автоматически подавляли возможности массы индивидуумов. Именно
в этом протесте и соответствующих позитивных стремлениях заключалась
сущность демократического либерализма в ранний период его политических
и гуманитарных манифестаций. Но подъем машинного производства,
контролируемого финансовым капиталом, не учитывался им как сила.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.