Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Ни одна форма жизни не бывает и не может быть неизменной; она либо
идет вперед, либо идет назад, а конец дороги назад есть смерть. Демократия
как форма жизни не может оставаться неизменной. Она также, если хочет
жить, должна идти вперед, навстречу настоящим и будущим переменам. Если
она не идет вперед, а пытается пребывать в состоянии покоя, то это начало
пути назад, ведущего ее к полному исчезновению.
В том факте, что демократия ради выживания должна изменяться и быть
в движении, я думаю, есть некий вызов, который она адресует образованию.
Сто лет назад в более примитивных условиях бытия, когда общественная
группа была не внушительнее соседского круга или маленького коллектива
людей, еще задолго до большей части изобретений, начисто поменявших
облик современного общества,—или по крайней мере до их колоссального
влияния на образ жизни,—вовсе не считалось абсолютно неразумным развивать
идею о том, что индивидам врождены определенные демократические
стремления и что школьное обучение, отталкиваясь от такой внутренней
предрасположенности, тенденции учащихся, должно подготавливать их
к полной долга и ответственности жизни в демократическом обществе. Вся
совокупность современных условий существования эту идею опровергает.
Только когда школа научит новое поколение разбираться в том, как в настоящее
время проявляют себя различные социальные силы, каковы направления
и переплетения их траекторий, те последствия, которые они производят,
и последствия, которые они могли бы производить, если бы мы могли сознавать
эти силы и продуманно управлять ими,—только если сами школы обеспечат
такое понимание, мы сможем поверить, что они соответствуют требованиям,
предъявляемым к ним демократией.
Справляются ли наши школы с этими задачами? В какой мере им не
удается с ними справляться? Ведь пока они не справляются, ковчег не может
стать спасительным в потопе. Его несет ураган внешних сил, он отклоняется
от курса, крутится, безвольно отдается любым течениям в море новой
жизни. Подобно тому как демократия, чтобы выжить, должна идти и идти
вперед, так и школы в условиях демократии не могут пребывать неизменными,
не могут успокаиваться и довольствоваться достигнутым, но должны
всегда стремиться предпринять необходимую реорганизацию предметов,
методов преподавания, управления образованием, в том числе той глобальной
структурой, которая упорядочивает отношения учеников и педагогов в
школе и жизни общества. Не справившись с этой задачей, школы не смогут
166
придать силам демократии разумное направление, без чего дальнейшее су
ществование демократии немыслимо.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.