Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
У него нет никаких желаний, так как все желания в нем завершаются.
Раз это совершенное бытие, то это совершенное сознание и совершенное
блаженство, то есть высшая точка разумности и идеальности. И еще один
момент, без которого изложение сути концепции будет неполным. Родом знания,
чей интерес лежит в сфере такой абсолютной реальности (которая
также есть абсолютная идеальность), является философия. Стало быть,
философия -это последнее и высшее понятие в чистом созерцании. Не знаю,
как насчет других родов знания, но такая философия определенно замыкается
на себе. Вне собственных рамок ей нечего делать; у нее нет цели, задачи
или функции, кроме как быть философией, то есть чистым, самодостаточным
созерцанием абсолютной реальности. Существует еще, правда, такая
вещь, как философское исследование, которое страдает недостатком подобного
совершенства. Ведь там, где есть изучение, там есть изменение и
становление. Но, согласно учению Платона, функция исследования и изучения
философии заключается в том, чтобы отвлечь взор души от довольного
созерцания образов вещей, низших реальностей, которые рождаются и увядают,
и заставить его прозревать высшее и вечное бытие. От такого прозрения
сознание познающего трансформируется. Оно ассимилируется с предметом
своего знания.
Многообразными каналами, в особенности благодаря неоплатонизму и
святому Августину*, данные идеи влились в христианскую теологию; и великие
мыслители-схоласты стали учить, что конечной целью человека является
познание истинного бытия, что знание есть созерцание, что истинное
бытие -это чистый внематериальный разум и познать его равноценно тому,
чтобы обрести блаженство и спасение. Хотя такого знания нельзя достичь в
79
78
земной жизни, а также без помощи свыше, но если уж оно дается, то уподобляет
человеческое сознание божественной сущности, в чем и заключается
феномен спасения. Поскольку понятие о знании как созерцании воцарилось
в господствующей европейской религии, под его влияние попали массы
людей, абсолютно не посвященных в теоретическую философию. Ко
многим поколениям мыслителей в качестве неопровержимой аксиомы перешла
по наследству идея о том, что знание по существу есть простое созерцание
или видение реальности, то есть наблюдательская концепция познания.
Данная идея так глубоко засела в умах людей, что доминировала еще
многие века, после того как благодаря прогрессу науки стало очевидным,
что знание является силой, способной преобразовывать мир, и еще многие
века после того, как в практике эффективного познания нашел применение
метод экспериментирования.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.