Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
308
Истинное отличие психологии от комплекса подобных сентенций заключается
в том, что она выявляет, как действуют различные склонности,
рождающие приписываемые им эффекты, а также непосредственно то, каковы
различные, сугубо психические склонности и тенденции. Как они сопряжены
друг с другом? Каким образом мы позволяем проявляться одним
из них и подавляем другие? Нам нужен полный перечень разнообразных
характерных склонностей и учет того, как каждая из них связана с другой и
в качестве стимулирующего, и в качестве сдерживающего фактора. На эту
потребность и отвечает психологический анализ. Хотя он может ответить на
нее только путем выработки научных конструктов, которые в опыте предстают
перед нами исключительно как итоги психологического исследования,
тем не менее верно и то, что типичные позиции и склонности знакомы
нам как функции повседневного опыта. Верно также и то, что даже самая
что ни на есть атомистическая психология пользуется обобщенными положениями
о способах, посредством которых определенные «состояния сознания
» или элементы (те самые конструкты) с регулярностью приводят к
некоторым иным «состояниям». Теория ассоциаций действительно есть не
более чем обобщение, касающееся объективной последовательности элементов,
в которой психолог видит отраженную последовательность склонностей
или позиций, выявляемых непосредственно в ходе опыта. В частности,
сенсуалисты не только допускают, но и настаивают на том, что связь
различных состояний сознания с состояниями удовольствия и боли имеет
одни и те же тенденции, которые можно выразить универсальными положениями
и использовать для формулирования принципов, работающих в любом
поведении. Если с психологическим атомизмом все обстоит подобным
же образом, то каждый его шаг к признанию более упорядоченной, более
сложной в существе своем духовной структуры будет способствовать умножению
числа и ранжира возможных пропозиций, касающихся взаимосвязи
условий психических состояний, то есть таких положений, которые, если
они вообще истинны, логически не менее обоснованны, чем «законы физики
». Ипосколькуданные«состояния»символизируютнечтоиное,каксклонности
и привычки, проявляющиеся в нашем непосредственном опыте, то
всякую подобную пропозицию можно запросто представить как положение,
касающееся путей формирования характера, то есть как именно тот тип общей
идеи, которого требует научная этика.
Психология, разумеется, не имеет целью восстановление в правах непосредственного
опыта индивида; она не стремится и к описанию этого
опыта в терминах его непосредственных ценностей, будь они эстетические,
социальные либо этические.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.