Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
С первой из двух упомянутых точек зрения «почитание» (как оно трактуется
здесь) имеет несомненные биологические корни, вроде тех, например,
что проявляются в поведении птичьей самки, когда она кормит птенцов,
или медведицы, нападающей на своих животных собратьев, которые
представляют угрозу для ее медвежат. Интенсивность «почитания» в данном
случае измеряется количеством энергии, которая расходуется на вскармливающее
или защитное поведение. С этой точки зрения всегда есть явление
или вещь, существующие независимо от почитания (или оценки), к которым
свойство ценности прибавляется в особых обстоятельствах пространства
и времени. Из представления же о том, что желание, симпатия, интерес
или вообще все, что генерирует ценность, является исключительно «внутренним
» или «ментальным», вероятно, следует, что если конкретная ценность
затем прилагается к явлению или объекту (то есть чему-то в пространстве
и времени), то это происходит лишь благодаря некой внешней, более
или менее случайной связи между ними. Ведь если желание или симпатия
есть «внутреннее», завершенное в себе состояние, то тот факт, что оно (она)
направлены или связаны, скажем с алмазом, или молодой женщиной, или
занятием официальной должности, несомненно, носит столь внешний характер,
что в некотором смысле является делом случая.
1 Слово «может» употребляется в тексте для того, чтобы показать, что
конкретные дефиниции даютсяздесь в качествепримеров-образцов,
предполагающиходнородныеповеденческиеинтерпретции.
339
II
Другой спорный момент, который, похоже, также рассматривается в текущей
литературе как фундаментальный, — это вопрос о связи либо отсутствии таковой между
понятиями ценить и оценивать в значении выносить оценку. Приходят ли ценности
(независимо от того, как они понимаются и что, по-нашему мнению, обозначают) в
мир отдельно от и до появления всего, что имеет отношение к обстоятельствам
оценивания? В случае, если они могут возникать таким образом, то как все
последующие оценки соотносятся с ценностью, обладающей таким первичным
существованием? Каким образом оценка, приходит за нею вслед? И почему она за
ней следует—то есть какую функцию она выполняет, если действительно выполняет?
Положения предыдущего параграфа основаны на нашей вере в то, что
рассмотрение происходящих ныне дискуссий покажет следующее: одни их участники
придерживаются того взгляда, будто вещь, обладающая свойством ценности, не
может возникнуть иначе как при участии некоего фактора оценки, измерения и
сравнения, в то время как другие полагают, будто ценности могут существовать и
существуют отдельно от каких-либо действий подобного рода, так что оценка
всегда и всецело есть ex post facto1, то есть то, что следует за наличием ценностей.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.