Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Критика—это средство, с помощью которого у нас появляется возможность,
пусть даже в воображении, примерить на себя новую точку зрения и,
таким образом, по-иному увидеть, буквально пересмотреть и ревизовать все
перспективы, которыми чревата наша привычная точка зрения. Если на сей
раз я преуспел в том, чтобы сделать свои взгляды более понятными для
других, чем это удавалось мне в прежних произведениях, то в том заслуга
моих критиков, которые сделали их значения более ясными для меня самого.
За это я им и благодарен.
Часть III
ЦЕННОСТЬ И МЫШЛЕНИЕ
1. Логические условия научной трактовки нравственности
Раздел 1. Употребление понятия «научный»
Размышления о том, как мы собираемся употреблять здесь термин «научный
», нам поможет начать известное представление, согласно которому
наука есть комплекс системных знаний. Словосочетание «комплекс системных
знаний» допускает различные толкования. Под ним может подразумеваться
свойство, присущее собранным фактам от природы, то есть до того,
как их установили в качестве фактов, и независимо от способа, которым
гарантировался их корректный подбор. Или же под ним могут значиться
виды интеллектуальной деятельности, такие, как наблюдение, описание,
сравнение, заключение, экспериментирование и проверка, без которых
было бы невозможно добывать факты и приводить их в систему. Вообще-то
данное словосочетание должно иметь оба этих значения одновременно. Но
поскольку статическое свойство организованности фактов в систему зависит
от предшествующих ему динамических процессов, данная зависимость
должна быть также четко отражена в понятии «научности». Акцент в его
употреблении нам следует делать, во-первых, на методах, а во-вторых, на
результатах, связанных с этими методами. Используя термин «научный» в
данной статье, мы подразумеваем системные методы, управляющие формированием
суждений по какому-либо вопросу.
В тот момент, когда мы перестаем воспринимать известные вещи как
рядовые данности и занимаем критическую, или исследовательскую и экспериментальную,
позицию по отношению к ним, склад нашего ума превращается
из обыденного в научный. Подобная трансформация означает, что
мы больше не считаем некие верования и сопутствующие им положения
самодостаточными и исчерпывающими, а истолковываем их как выводы.
Считать какое-либо положение выводом — это значит считать, что 1) его
основания и предпосылки лежат вне его; это упоминание о неких внешних
основаниях умозаключения настраивает нас на поиск первосуждений, необходимых
для того, чтобы мы могли прийти к этому выводу, то есть произвести
предварительное исследование; 2) подобные первосуждения мы рассматриваем
в связи с тем, какое значение или важность они имеют в детермина
287
ции некоего будущего суждения, то есть следствия.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.