Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
в большей степени, чем любая
из возможных альтернатив»; а также что х свойственна объективность, поскольку
оно касается "чего-то большего, нежели мое желание или предпочтение
в данный момент". И он не только не идет дальше замечания о том,
что мой акцент на «условиях и последствиях» есть «верный путь», но и не
указывает, на каком еще основании можно сравнивать альтернативные
воз-можности и исследовать их связь с системой интересов, кроме
служащих таким основанием «условий и последствий».
III
Так в чем же тогда разница между нами? Почему м-р Райс
абсолютно
всерьез считает мои взгляды несостоятельными, если он согласен с двумя
основными пунктами моей теории суждений, являющихся оценками, а именно
с тем пунктом (1), что проблема объективности подобных суждений восходит
к вопросу о том, возможно ли с их стороны разумное руководство нашим
поведением в жизни, и пунктом (2), что объективность обеспечивается тем
фактом, что ценностные суждения определяются совокупностью, системой
или структурой интересов, превосходящих рамки данного, непосредственно
испытываемого предпочтения или удовлетворения? Насколько мне
представляется, различия между нами двоякого рода. Мой критик убежден,
что мимолетные предпочтения или довольства представляют собой дополнительную
или сверх-удостоверяющую очевидность; и он полагает,
что если предметом симпатии оказывается качество, свойство, то оно субъективно
в том смысле, что является непосредственно доступным только самонаблюдению,
или интроспекции, то есть является личным и внутренним. Я
начну с его мнения о том, что непосредственный характер удовлетворения
есть необходимый элемент очевидности того обстоятельства, что это удовлетворение
является ценностью. Мне кажется, что это мнение не слишком
1 Objectivity //Value Judgments. Vol. XL. 1943. P. 11 (курсив мой. —Д. Д.).
увязывается с той идеей м-ра Райса, согласно которой вопрос о ценности
есть вопрос о связи удовлетворения с системой интересов, предполагающий
рассмотрение перспектив и сравнение интегрирующей способности вытекающих
из этих интересов альтернативных действий.
Поэтому пафос его высказывания о том, что мой «социальный бихевиоризм
вынуждает меня пренебрегать одним очень важным типом очевидности,
а именно тем, который относится к непосредственному качеству самой
переживаемой ценности», кажется мне основанным на двусмысленности.
Я так далек от того, чтобы «пренебрегать» этим, что, по моим представлениям,
весь процесс оценивания в точности и исключительно адресован
или привязан к качеству в его непосредственном наличии.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.