Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Философии и теперь есть что делать. Она может найти себя в исследовании
вопроса о том, почему люди сегодня так отчуждены друг от друга.
Она может заняться созданием плодотворных глобальных гипотез, которые,
будучи своего рода планами действия, разумно ориентировали бы людей в
их поиске возможностей сделать мир еще более достойным и значимым и
по-настоящему более уютным. Исследовательский подход к любой стороне
жизни—образованию, экономике, политике, религии—может способствовать
приходу того мира, который Мэтью Арнольд справедливо назвал еще
не рожденным. Современной философии нечего и желать для себя лучшей
доли, чем участие в родовспоможении, к чему ее определил Сократ* двадцатью
пятью веками ранее.
Январь 1946г.
Часть I
ДЕМОКРАТИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
1. Демократические убеждения и образование
Всего каких-нибудь пятьдесят лет назад даже наиболее дальновидные
люди не могли предугадать, какой ход примут последующие события. Особо
примечательна участь надежд тех людей, которые имели самые широкивиды
на будущее: дальнейшее развитие событий, причем не без вмешательства
посторонних сил, приняло ход, совершенно противоположный ожидаемому.
Неправота горячего и восторженного идеалиста прошлого века стала
столь очевидной, что ее место заняла другая крайность. Один писатель недавно
даже предложил всем пессимистам объединиться в братство и жить
вместе в своего рода социальном оазисе. Можно без труда назвать все параграфы
старой веры, оказавшиеся трагически несостоятельными в свете нового
дня.
Первой в этом списке стоит надежда избежать войны. Ожидалось, что
революция, произошедшая в сфере коммерции и средств сообщения, разрушит
барьеры, которые делали людей на земле чужими и враждебными друг
другу, и создаст атмосферу взаимной зависимости, способную в свою очередь
гарантировать длительный мир. Лишь крайний пессимист рискнул бы
предположить, что эта взаимозависимость только умножит количество трений
и конфликтов.
Другой частью старой веры являлось представление о том, что революция,
идущая в науке, должна привести к росту и распространению знаний,
за чем в свою очередь непременно последует прогресс просвещения и разумности
во всех других областях. В силу долго господствовавшего убеждения,
согласно которому разумность и свобода тесно связаны друг с другом,
предполагалось, что борьба за институты демократии и народное управление,
последовательно приведшая к английской, американской и французской
революциям, продолжится до тех пор, пока свобода и равенство не станут
основами политической власти в любой стране мира.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.