Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Первая мировая война явилась бесспорным крахом всей предшествующей
эпохи оптимизма с ее господством всеобщей веры в непрерывное поступательное
движение людей и классов к взаимопониманию и, стало быть,
в неминуемое достижение гармонии и мира. Сегодня мы переживаем шок
невообразимо более глубокий. Опасности и распри стали настолько повсеместными,
что нынче в обществе преобладает ощущение мрачной, пугающей
неопределенности. Неясность того, что готовит нам будущее, бросает
свою тяжелую черную тень на все стороны настоящего.
В способности сегодняшней философии компетентно разбираться в серьезных
вопросах дня убеждены лишь весьма немногие из ее представителей.
О слабости такой убежденности говорит интерес самих философов к
совершенствованию своих навыков и перелопачиванию старых систем. Но
что касается первого, то реконструкции нельзя достичь при исключительном
внимании к форме в ущерб основному содержанию, а совершенствование
навыков и есть не что иное, как развитие и оттачивание формальных
приемов с целью достичь какой-то большей степени их чистоты. Если говорить
о втором интересе философов, то реконструкция не сводится и к дальнейшему
накоплению научных свидетельств о прошлом, которые не способны
пролить свет на вопросы, волнующие человечество сегодня. Я не
преувеличу, если скажу, что доминирование этих двух вышеназванных занятий
у философов и все более очевидный уход философии с арены современной
жизни в свою очередь являются признаками той степени беспорядка
и неустроенности, которая отличает сегодня и другие аспекты человеческого
бытия. Конечно, можно пойти еще дальше и сказать, что в этом ее уходе
повинны именно те недостатки прошлых систем, вследствие которых
последние оказались не очень-то способными решать волнующие проблемы
современности. Например, такой недостаток, как характерный для этих
систем поиск чего-то настолько твердого и определенного, что могло бы
служить надежным прибежищем для всякого сомневающегося. Философии,
отвечающей современным условиям, пришлось бы иметь дело с такими проблемами,
которые рождаются из перемен, происходящих все стремительнее,
охватывающих все новые области человеческой географии и все интенсивнее
проникающих вглубь общества; данный факт -лишь одно из многих
ярких указаний на то, что реконструкция философии должна в целом
проходить совершенно иначе, чем мы это сегодня себе представляем.
Поскольку точка зрения, которую я излагаю сейчас, возникла у меня еще
в прежние времена — что, разумеется, отражено и в тексте «Реконструкции
», — то ееуже однажды сочли, как сказал одиниз моих наиболее мягких
критиков, «злобным выпадом» против великих систем прошлого.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.