Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Данные соображения работают и за пределами сферы психологии личности.
Они имеют решающее значение для одной из самых заметных черт
классической философии; ее концепции абсолютной верховной реальности,
неизменно идеальной по своей природе. Историки не раз проводили наглядную
параллель между развернутым олимпийским пантеоном греческой религии
и идеальной реальностью платонической философии. Боги, каковы
бы ни были их происхождение и первоначальные черты, оказываются идеализированными
проекциями особых мужественных достижений, к которым
древние греки стремились всеми силами своих смертных Я. Боги были подобны
смертным, но только смертным, живущим той жизнью, которой мечтал
бы жить любой человек, то есть когда и силы его многократно умножены,
и красота совершенней, и мудрость взрослей. Когда Аристотель критиковал
теорию идей своего учителя Платона и говорил, будто идеи -это в
конце концов просто увековеченные чувственные объекты, то в итоге он пришел
к мысли о параллели между философией, с одной стороны, и религией
и искусством - с другой, на которую и мы только что указали. И разве в
отношении форм Аристотеля -кроме аспектов исключительно технического
значения -не справедливо совершенно то же самое, что он сам говорил
об идеях Платона? Что же они представляют собой, эти формы и сущности,
которые столь грандиозно, на многие века повлияли на развитие науки и
технологии, если не объекты обыденного опыта, в которых устранены недостатки,
ликвидированы несовершенства, округлены угловатости, реализованы
предположения и намеки? Короче говоря, что же они такое, как не
объекты повседневной жизни, обожествленные лишь потому, что идеализирующее
воображение переиначило их под стать тем запросам нашей мечтательной
личности, на которые реальный опыт ответил одними разочарованиями?
Тот факт, что Платон, да и Аристотель -в несколько отличной манере, а
также Плотин и Марк Аврелий, и святой Фома Аквинский, и Спиноза, и
Гегель -все они проповедовали, что абсолютная реальность либо совершенно
идеальна и разумна по своей природе, либо абсолютная идеальность
и разумность являются ее необходимыми свойствами, хорошо известен изучающему
философию. Здесь нет нужды излагать эти идеи. Но нелишне указать
на то, что подобные великие системные философии определяли совершенную
идеальность в понятиях, выражающих нечто противоположное тем
вещам, от которых жизнь становится неполноценной и полной трудностей.
Какова основная причина неудовлетворенности поэта и моралиста благами,
ценностями и пользой опыта? На то, что эти блага, ценности и прочее не
существуют, они сетуют редко; их огорчает тот факт, что, хотя эти вещи и
существуют, они мимолетны, преходящи, текучи.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.