Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Такая опасность
особенно актуальна в рамках больших образовательных систем. Деятельность
больших систем почти непроизвольно стремится к обособ-лению от
руководства. Напряженность делового и других факторов в них такова, что
управляться с интеллектуальными и нравственными проблемами
обучения приходится на расстоянии вытянутой руки. Безличные отно-шения
заступают на место личных и всегда реализуются механически. В последнее
время данная тенденция усиливается, поскольку мощное влияние стандартов
и методов сферы бизнеса на общество затрагивает и все стороны
системы образования, и учителя теперь воспринимаются как своего рода
работники предприятия.
Я коснулся этих вполне очевидных вещей потому, что, на мой взгляд,
администратор может эффективно справляться со всем многообразием
данных проблем только в том случае, если он способен объединить
их в какую-то общую идею или план. Если он их дробит и пытается
решать по отдель-ности, то проигрывает. Особенно важно, чтобы
концепция собственно обра-зовательного аспекта работы гармонировала
у него с представлением об общественных последствиях управления как
внутри, так и вне школы.
В действительности разные аспекты работы управляющего имеют тенденцию
противоречить друг другу, отчего положительные эффекты каждого
го порою даже сходят на нет. Единственный способ для администратора
избежать такой бестолковщины—это выработать отчетливое понятие о месте
и роли школы в происходящих в обществе локальных и общенациональных
процессах. Гармоничная интеграция действий достигается только на основе ясного
мировоззрения, твердо и смело воплощаемого на практике.
Первый шаг к такой интеграции—это разумное и прозрачное решение
основного вопроса. Какова общественная функция школы—увековечение
наличных условий существования или участие в их реформировании? В решении
этого вопроса управляющий может выступить как приспособленец.
Скажем, он будет всецело занят тем, чтобы как-то приноровиться к давле
180 181
нию со стороны школьных советов, политиков, пеняющих в свою очередь
на взыскательных налогоплательщиков, и родителей. Если же он выберет
альтернативный вариант решения, то большинство его задач усложнится,
но лишь на таком пути он сможет служить делу образования. Ведь образова
ние — это развитие, пусть ограниченное периодом взросления учащихся,
но даже в таком суженном смысле являющееся самым существенным разви
тием общества.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.