Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
И так же как в случае с наукой, идти вперед в сфере профессионального
обучения—это значит преодолевать ту пропасть, которую античная и
средневековая теория и практика образования создали между гуманитарными и
техническими дисциплинами, а не надеяться, что та пустота, та яма, которую они
разверзли, может служить началом строительства свободного общества.
Сами профессии, которые общественно значимы и полезны, не содержат
никаких предпосылок к тому, чтобы разделять их на занятия «умственные
» и занятия вспомогательные, служебные, подчиненные. Практикой такого
деления мы обязаны прежней, классовой структуре человеческих отношений.
Оно не совместимо с демократией. В то самое время, когда важная,
возможно единственно важная, задача в сфере образования состоит в том,
155
чтобы наполнить его профессионально ориентированные области подлинно
гуманитарным содержанием, у нас, как ни трудно в это поверить, возникает,
в частности, спонсируемое президентом Хатчинсом* движение за передачу
профессиональной подготовки в ведение специальных, прививающих
технические навыки школ—как раз для того, чтобы пресечь ее контакты
с гуманитарным знанием. Идея вдохнуть в профессиональную подготовку
гуманитарную атмосферу, наполнить ее гуманитарным содержанием не
является утопической мечтой. Тут и там о такой возможности уже свидетельствуют
школы, в которых преподавание предметов, обычно носящих ярлык
«практически полезных», включает осмысление их научных основ и той
общественной и нравственной пользы, которой они потенциально обладают.
Пускай в моих заметках до сих пор мало говорилось на тему веры в
демократию, ведь по большей части самоочевидно, что их вдохновила именно
демократическая перспектива. Когда демократическая философия жизни
и демократические институты в нашей стране были еще только в стадии
формирования, сама эта ситуация уже призывала верить, что они абсолютно
естественны для человека, абсолютно подходят к его существу, стоит
только их создать, и в дальнейшем они сами станут себя обслуживать. Я не
могу опять зачитывать список событий, потрясших эту наивную веру. Ударом
для нее был каждый спланированный выпад против демократии и каждое
циничное суждение об ее прошлых неудачах, а также пессимистические
суждения о ее будущем — подобные выпады и суждения непременно
надо принимать всерьез как свидетельства того, что из демократии хотят
сделать цель, отлученную от конкретных средств, без которых ее нельзя
достичь.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.