Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Предположим, что спящего человека застиг
пожар. Его тело частично подверглось ожогам. Ожог ни из каких его
видимых действий не следовал. Здесь нет ничего такого, что наглядным
образом напоминало бы опыт. Впрочем, здесь есть серии простых действий,
например спастические подергивания мышц. Эти движения ни к чему не
66
приводят, жизненных последствий они не имеют; если же имеют, то эти последствия
не связаны с первичным действием огня. Здесь нет опыта, нет обретения знаний, нет
процесса их накопления. Теперь представьте себе, что беспокойное дитя сует свой пальчик
в огонь; это действие наобум, без цели, без намерения или рефлексии. Но оно имеет
последствия. Ребенок испытывает жар, он страдает от боли. Действие и переживание,
прикосновение и ожог взаимосвязаны. Оказывается, что одно из них предполагает и
означает другое. Стало быть, это и есть опыт в его живом и важнейшем значении.
Отсюда следуют некоторые важные для философии выводы. Прежде всего
взаимодействие организма и окружающей среды, которое приводит к некоторой
адаптации организма, облегчающей ему пользование благами среды, есть первичный
факт, основная по важности категория. Знание ото-двигается на позиции производные,
вторичного происхождения, даже при том, что своей значимостью, однажды проверенной,
оно затмевает все ос-тальное. Знание не есть нечто отдельное и самодостаточное, оно
включено в процесс, которым поддерживается и изменяется жизнь. Чувства утрачивают
роль ворот знания, чтобы выполнять свою надлежащую функцию стимулов к
действию. Для животного впечатление глаза или уха не является пустым фрагментом
информации о чем-то индифферентно протекающем во внешнем мире. Это приглашение
и побуждение к действию надлежащим способом. Это путеводная нить
поведения, направляющий фактор в приспособлении жизни к ее окружению. Их следует
квалифицировать не как познавательные, а как побудительные явления. Все противоречия
между эмпиризмом и рационализмом по вопросу об интеллектуальной ценности ощущений
демонстрируют свою необычайную ветхость. Ощущения должны рассматриваться в
рамках проблемы непосредственных стимулов и реакций, а не проблемы знания.
Чувство как осознаваемый элемент означает заминку в ходе действия,
которое мы уже начали совершать. После Гоббса* внимание многих психологов
стала приковывать проблема так называемой релятивности ощущения.
Мы испытываем или ощущаем холод скорее при переходе к нему от чего-либо
более теплого, чем в каком-то абсолютном значении, тяжесть ощущается по
контрасту с меньшей силой противодействия, цвет - по сравнению с белым
светом или полной темнотой либо каким-нибудь другим оттенком.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.