Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
В течение
какого-то времени в ней господствовало похожее на поверхностный компромисс
равновесие, -когда логика формального доказательства, в Средневековье
позаимствованная из учения Аристотеля, была дополнена индуктивной
логикой открытий истины, позаимствованной Миллем из практики
ученого люда. Но студенты, изучающие немецкую философию, математику
и психологию, как бы ни были горячи их споры друг с другом, сообща
ополчались против ортодоксальной логики как дедуктивного обоснования,
так и индуктивного поиска.
Логическая теория представляет собой сферу хаоса. В отношении ее
предмета, владений и цели особого согласия не достигнуто. Это не просто
формальный или номинальный разброд, он отражается на трактовке любого
вопроса. Возьмем такой элементарный пример, как природа суждения.
Именем почтенного авторитета можно производить любые возможные перестановки
в доктрине. Суждение занимает в логике центральное положение,
но суждение -отнюдь не логическое явление, а личностное и психологическое.
Если оно -логическое явление, то это первичная функция, от
Которой должны быть производными и понятие, и умозаключение; на самом
же деле оно вытекает из них. Выделение в суждении субъекта и предиката
считается необходимым, но оно абсолютно не имеет отношения к
жизни; или можно сказать так, что, хотя в некоторых случаях их определяют,
большого значения они все рано не имеют. Среди тех, кто придерживается
мнения, будто субъектно-предикатные отношения существенны, одни
полагают, что суждение есть анализ чего-то первичного по отношению к
нему, а другие считают, что это синтез первичного в нечто новое. Некоторые
полагают, что реальность всегда составляет предмет суждения, а иные
-что понятие «реальности» никак не относится к логике. Из тех, кто отрицает
то, что суждение есть отнесение предиката к субъекту, и считает его
90
взаимоотношением элементов, одни полагают это отношение «внутренним
», другие
«внешним», а третьи считают, что оно то внутреннее, то
внешнее.
Покуда логика не является вопросом сколько-нибудь практического значения,
подобные противоречия в ней столь многочисленны, столь разнообразны
и столь непримиримы, что воистину смехотворны. С тех пор как она
становится делом практического характера, эти непоследовательности приходится
принимать всерьез. Они указывают на некую глубинную причину
интеллектуальных расхождений и неувязок. На самом деле современная логическая
теория сама служит той почвой, на которой сходятся и фокусируются
все философские разногласия и дискуссии.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.